В начале 90-х в Иванове появился новый банк с незамысловатым, но родным названием «Ивановские ситцы». Одним из инициаторов рождения нового кредитного учреждения стал бывший губернатор Владислав Тихомиров. Трудно сказать, насколько было целесообразно появление банка, но вполне возможно, что этот маневр был достаточно удачным в деле спасения текстильной отрасли от рынка. Основным видом деятельности «Ивановских ситцев» стало кредитование текстильных предприятий.
Банк благополучно лопнул, а на его останках (с декларируемой целью более эффективно использовать имеющиеся у области деньги) в 1997 году возникла новая структура — Ивановский областной банк — с основной долей (64,9%), принадлежавшей Ивановской области. Насколько эффективно банк средства использовал, неизвестно, но находился он в таком глубоком месте, что и сказать стыдно. На протяжении последних лет неоднократно проводились попытки реанимировать фактически мертворожденное дитя, но все они терпели неудачу.
Весной прошлого года у областных властей начались новые потуги. Четвертого апреля Ивановский областной банк получил рублевую и валютную лицензию, а осенью случилось то, что послужило поводом для написания этой статьи. В конце октября всех руководителей предприятий, находящихся в областной собственности, попросили оценить недвижимость, а в начале ноября всем руководителям областных государственных унитарных предприятий (ОГУП) и ООО со 100-процентной областной собственностью настоятельно порекомендовали перевести свои расчетные счета в Ивановский областной банк. В конце декабря пятерым руководителям, не подчинившимся настойчивым рекомендациям, дали срок до 5 января исправиться под угрозой увольнения. По большому счету, шаг с переводом средств ОГУПов не нов — еще экс-губернатор Тихомиров напрягал директоров облпредприятий открыть счета в Ивановском областном банке. Он пошел даже дальше – пытался договориться с муниципальными властями о переходе под облбанк и МУПов (то есть муниципальных предприятий). Желание Тихомирова было вполне понятным – оборот тех же «Гортеплоэнерго» и «Ивгорэлектросети» превышает оборот всех ОГУПов. Впрочем, бывшего ивановского мэра Валерия Троеглазова на кривой кобыле объехать не удалось.
Для того чтобы понять, зачем вообще нужно было создание и (заметьте, бюджетное) финансирование областного банка, надо обратиться к причинам создания муниципальных и областных банков в России вообще. В начале 90-х в результате банковского кризиса многие администрации потеряли деньги в «прогоревших» коммерческих банках и были вынуждены создавать собственные структуры. Целесообразность их создания объяснялась удобством кассового обслуживания бюджета. Остатки бюджетных средств не лежали мертвым грузом, а использовались в межбанковских взаимоотношениях: в моде были так называемые краткосрочные вклады типа «овернайт» (внезапно). Смысл работы с такими вкладами спекулятивный: банк договаривается с юридическим или физическим лицом о крупном размере вклада заранее (или, как минимум, с утра), чтобы, оформив вклад, успеть осуществить на межбанковском рынке соответствующую сделку («овернайт») под более выгодный процент и заработать доход в виде разницы между ставкой по межбанковскому ночному кредиту и ночному депозиту. В то время подобные операции были оправданы (сейчас Бюджетный кодекс запрещает зарабатывание за счет бюджетных средств).
Кроме вышеперечисленных неактуальных причин, смыслом обладания «личным» банком для областных властей может служить возможность дешевого (если не бесплатного) кредитования собственных проектов. Причем проектов зачастую заведомо сомнительных с точки зрения экономической целесообразности. То есть привлечения кредитов к проектам, на финансирование которых не пойдет ни один коммерческий негосударственный банк. В случае с Ивановским областным банком вполне возможен именно последний вариант.
Кстати, именно таким объектом такого кредитования может послужить восстановление ивановского аэропорта. Из конфиденциальных источников стало известно, что по представлению Госкомтранса наш аэропорт был исключен Министерством государственного имущества из списка перспективных для восстановления. Лишь упорство вице-губернатора Ивановской области Михаила Бабича смогло переломить ситуацию. Кроме того, Государственная служба гражданской авиации 25 сентября обратилась к правительству РФ с предложением лишить международного статуса 32 аэропорта из 71 таковыми числящихся с целью экономии бюджетных средств. Ответа пока нет, но, естественно, ивановский аэропорт занимает одно из первых мест в этом списке, как никогда фактически не работавший в статусе международного.
Целесообразность вливания бюджетных средств в аэропорт вызывает большие сомнения. Аэропорт в Иванове был развален исключительно по всем законам рынка – он исчез, потому что стал неконкурентоспособен. А говорить о том, что именно его восстановление благотворно скажется на экономике региона, наивно. Похоже, областные власти путают причину и следствие: возрождение экономики возродит и аэропорт. Более того, когда созреет экономическая необходимость налаживания воздушного сообщения в Иванове, инвесторы сами прибегут к нам безо всяких уговоров. Так вот, продолжая идею взаимосвязи Ивановского банка и ивановского аэропорта, замечу, что нигде кроме бюджета и областного банка денег на аэропорт на сегодняшний день получить невозможно. Впрочем, речь не об аэропорте, а о самом смысле существования маленького карманного банка с очень маленьким потенциалом и проблемами в развитии.
О причинах создания и попыток развития банка мы поразмышляли, займемся теперь собственно способами удержания его на плаву. Похоже, Ивановский областной банк держится лишь на двух, смешно было бы сказать — китах, потому скажу — дохлых китятах: на волевых решениях администрации (перевод счетов ОГУПов) и бюджетных вливаниях. И если на ОГУПы, по большому счету, наплевать (уже давно пора навести порядок в предприятиях областной собственности и вплотную заняться эффективностью использования областных фондов), то бюджет есть бюджет – это средства налогоплательщиков. И спрашивается, почему ивановцы должны «в темную» кредитовать проекты типа аэропорта и ему подобного? Причем Ивановский банк настолько хил, что ни в какие серьезные инвестиционные мероприятия, ни в какие серьезные кредитные варианты не влезет. Он сейчас занимается только перегонкой денег своих клиентов.
Правительство РФ и Центробанк ведут осознанную политику на укрупнение банков. Это понятно — у нас банком называется любая финансовая организация. Необходимо сначала поставить вопрос: для чего этот банк создан? И выходит, что львиная доля банков, из-за своей мелкошерстности и без наличия достаточных активов, практически осуществляет работу расчетно-кассовых центров. То же можно сказать и об Ивановском областном банке. И бог бы с ним, если бы не ежегодные бюджетные вливания.
Отказаться от областного банка, в общем-то, несложно. При наличии цивилизованных процедур смены собственника или ликвидации этот процесс происходит безболезненно и почти незаметно. Это проблемы с крупным системообразующим банком могут пагубно сказаться на экономике региона. Поэтому их и спасает государство изо всех сил. Но почему же ивановские областные власти так упорно пытаются сохранить мелкого уродца, весьма непонятно. Не исключено, что просто пошли по накатанному пути старой администрации.
Впрочем, нельзя исключать, что в составе учредителей ООО «Ивановский областной банк» скоро произойдут изменения. Возможна и реорганизация его в акционерное общество. Кстати, одно из изменений произойдет в ближайшее время. По данным «Курсива», председатель правления банка Ольга Бородина скоро оставит свой пост, а одним из претендентов на освобождающееся место может оказаться уволенная со своего поста Раиса Ключевская.