Междусобойщики

Председатель Ивановской городской думы Вячеслав Куликов, похоже, окончательно решил сей представительный орган превратить в кулуарный междусобойчик известного свойства. Возглавляемая спикером небольшая часть депутатов, посредством ряда продуманных административных манипуляций над малоактивным и не слишком проницательным болотом депутатского большинства, намерена фактически подменить думу. Междусобойчик легко может добиться своих, узко специальных, так сказать, интересов, используя полученные рули и рычаги официальной власти, давя ими на исполнительную ветку.

Опыты г-на Куликова достойны большего внимания, чем одна небольшая статья. Вот только несколько теоретических штрихов к этой практике. Дума областного центра малочисленна и почти безответственна, а значит гораздо более управляема, чем, скажем мэрия со своим гигантским аппаратом, многочисленными функциями и серьезной ответственностью перед народом, прокуратурой, региональной и федеральной властями. Если мэр сразу не прибрал думу (или хотя бы председателя) к рукам и дал слабину, ему придется впредь идти на уступки. Именно в таком положении сейчас находится мэр Александр Грошев по отношению к спикеру Вячеславу Куликову. Хорошо, когда уступок требует кворумное большинство депутатов и требует гласно. Хуже, если речь идет о кулуарном лоббировании.

А вот лоббировать есть чего, т.к. Иваново – единственное муниципальное образование в области, в котором водятся кое-какие деньжонки, неплохие по местным масштабам. Больше того, в известном смысле дума областного центра ближе к реальным деньгам, чем ЗС области. Именно Иваново – единственный донор региона. К тому же город, в отличие от области, не скован казначейским управлением, т.е. реально распоряжается своими доходами.

Практические манипуляции, уже предпринятые Куликовым, показывают, что междусобойчик вот-вот оформится юридически во «Временное положение о координационном совете при председателе» — проект документа, текст которого очень занятен. Предполагается создать некий совещательный, но фактически постоянно действующий орган с настолько ловко прописанными полномочиями, что его совещательность превращается в штору, красиво драпирующую подмену этим координационным советом и комитетов думы, и самой думы, которая превращается в простой механизм для поднятия рук, тем более что он и так не очень сложен.

Вот полномочия совета: «предварительное изучение проблем и текущих вопросов в процессе деятельности думы»; «выработка стратегии их решения»; «разработка предложений и рекомендаций для рациональной работы комиссий, комитетов и думы в целом»; «согласование действий при обращении в думу руководителей городской администрации, представительного и исполнительного органов региона, предприятий и т.д.».

Вот как их можно превращать в конкретные решения междусобойчиком: «в состав совета входят председатель думы, председатели комитетов думы, председатель может привлекать к работе совета наиболее компетентных депутатов». Из пяти председателей комитетов трех можно считать людьми Куликова – Николая Умеренкова (комитет по законности), Извиля Салихова (комитет по горкомхозу) и Игоря Альпера (социальный комитет). Но даже если это и не так, все равно формулировка «может привлекать к работе» позволяет Куликову конструировать состав каждого заседания совета исключительно по собственному усмотрению, тем более что обязательное оповещение депутатов о заседаниях «Временным положением» не предусмотрено. И это самый характерный штрих междусобойчика.

А вот как его решения можно проводить в жизнь. «Итогом заседания совета является принятие решений рекомендательного характера, не являющихся обязательными для исполнения без утверждения думы». Отменно красивая фраза. В ней сосредоточено сразу несколько идей: во-первых, совет ни за что не отвечает, во-вторых, его решения не обязательно доводить до сведения думы, в-третьих, в зависимости от текущего момента, решения можно вносить в думу, можно не вносить, а можно выжидать момента подходящего, в-четвертых, решения совета можно исполнять и без думы, т.к. в формулировках «не являющиеся обязательными» и «не действительные» — разница принципиальная.

* * *

Другой шаг Вячеслава Куликова к созданию из думы междусобойчика логично дополняет первый. Внутренняя управляемость ничто без изолированности от внешних опасностей, прежде всего от внимания СМИ.

Проект «Правил аккредитации журналистов при ивановской городской думе» не менее циничен, чем «Положение о координационном совете». Впрочем, протащить его через утверждение думой будет невозможно, прокурор не разрешит. Междусобойщики явно переборщили в своем рвении превратить думу в учреждение закрытого типа, ввернув в «Правила» пункт о квоте на количество аккредитованных СМИ и пункт о письменном предуведомлении о посещении думы журналистом в пятидневный срок. Есть в проекте еще много пакостей помельче, явно направленных на максимальное усложнение работы СМИ. Но первые два – просто лакомые куски для множества столичных правозащитных организаций, специализирующихся на поддержке журналистики. Они просто разорвут Куликова, думу, горпрокуратуру, а заодно, до кучи и ивановских мэра и губернатора, если подобная аккредитация вдруг оформится в реальный документ. Впрочем, они и проектом не побрезгуют для демонстрации – они же этим кормятся.