31 октября состоялось заседание администрации Ивановской области. Главный вопрос повестки дня – обсуждение проекта бюджета-2002. Параметры консолидированного бюджета области таковы: доходы – 3 миллиарда 864 миллиона рублей, расходы – 4 миллиарда 100 миллионов рублей, дефицит бюджета – 153 миллиона рублей. Консолидированный бюджет складывается из собственно бюджета области и так называемого федерального трансферта, именуемого ныне, как «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» субъектов федерации. Дефицит бюджета укладывается в разрешенные Налоговым кодексом 15 процентов от собственных доходов (то есть, областного бюджета, а не консолидированного). Начальник главного финансового управления администрации области Александр Грузнов, представлявший на заседании проект бюджета, назвал и источники покрытия дефицита бюджета. Однако не совсем понятно, если эти источники известны и их размеры определены, то почему, все-таки, в проекте бюджета указан дефицит. Председатель Законодательного собрания Владимир Гришин заявил, что бюджет нужно утверждать бездефицитный. С ним согласился и сам Грузнов. Поэтому можно предположить, что тема дефицита бюджета будет совсем не мирно обсуждаться депутатами во время утверждения бюджета. Они могут не без оснований заподозрить администрацию в том, что никакого дефицита на самом деле нет, но, установив формально дефицит в законе о бюджете, исполнительная власть сможет в течение следующего года перекраивать бюджет и перекидывать суммы из одной графы в другую, без согласия депутатов и внесения соответствующих изменений в бюджете, каковые должны оформляться областным законом.
Федеральный трансферт состоит из трех частей: собственно дотация Ивановской области – 2 миллиарда 608 миллионов рублей, средства на исполнение закона «О ветеранах» – 77 миллионов рублей и детские пособия – 150 миллионов рублей. Причем, даже после вопроса губернатора, из ответа Грузнова не стало понятно, заложено ли в бюджете следующего года погашение долгов по детским пособиям за прошлые годы (текущие выплаты – без вопросов).
Собственные доходы Ивановской области должны составить 1020 миллионов рублей, из которых 790 – налоговые доходы и 230 – неналоговые поступления (сборы, пошлины, лицензирование и т. д.)
Весь рост доходов бюджета по сравнению с этим годом, в следующем году будет «съеден» ростом заработной платы в бюджетной сфере. Общий вес зарплаты бюджетников – 900 миллионов рублей, вот и сравнивайте его с весом всего бюджета. Несмотря на то, что закон, опубликованный 30 октября в «Российской газете», предусматривающий повышение тарифной части в 1,89 раза, является федеральным, его финансирование, в основном, будет осуществляться бюджетами субъектов федерации: дотации на него будут незначительными. Что касается увеличения надтарифной части зарплаты бюджетников, то об этом пока речи не идет. Поэтому рост зарплаты будет не в 1,89 раза, а меньше, за исключением работников культуры, у которых оклады не имеют надтарифной части.
Бюджетом 2002 года предусмотрено выделение 55 миллионов рублей на ивановский аэропорт. По всему видно, что губернатор весьма решительно настроен его реанимировать. И хотя он и сказал, что «нам надо решить, нужен аэропорт или нет», похоже, что уже все решено, так как деньги предусмотрены. Владимир Тихонов заявил, что финансирование аэропорта потребуется в течение трех лет, после чего он сможет выйти на самоокупаемость. Если у предыдущего губернатора Тихомирова была любимая игрушка в виде комбината детского питания, добросовестно угробленного и вряд ли могущего выжить, даже если будет достроен, то у нового губернатора такой игрушкой, похоже, будет ивановский аэропорт, который можно смело обозвать «проект «Нью-Васюки». Различие только в одном – комбинат детского питания тянул деньги из федерального бюджета, а на аэропорт пойдут наши кровные.
До шестого ноября проект бюджета должен быть направлен в Законодательное собрание Ивановской области. Это будет первый бюджет депутатов этого созыва. Главной же задачей любого представительного органа как раз и является участие в принятии бюджета и контроль за его исполнением. Новые депутаты будут побойчее прежних, да и бюджет несколько кривоватый получился, поэтому дебаты (мягко выражаясь) нас ожидают бурные.
В продолжение темы бюджета. Госдума уже приняла во втором чтении закон об изменениях в налоге с продаж. Нет оснований сомневаться в том, что он будет принят. Главное изменение касается плательщиков налога – отныне уплачивать налог с продаж будут только граждане, юридические лица его платить не будут. Таким образом, значительно снижается налоговая база. Областной начфин Грузнов заявил, что уже в понедельник в Законодательное собрание будет внесен проект закона, предусматривающий увеличение налога с продаж до пяти процентов. Это, по мнению Грузнова, позволит хотя бы избежать потерь от грядущих федеральных изменений в налоге.