Читатели «Курсив.ру», наверное, уже прочитали новостную заметку с анонсом «Две взаимоисключающие беды ивановского сельского хозяйства». Пожалуй, это один из самых смешных текстов, какие мне приходилось когда-либо публиковать (не могу сказать писать, поскольку единственное, что там есть моего, так это сведение вместе двух официальных текстов, да фраза «без комментариев»). По крайней мере, редакция нашей газеты чуть животы не надорвала от этого ничем не ограниченного чиновничьего произвола, организовавшего в одной отдельно взятой губернии два природных катаклизма на протяжении одного сезона. Летом губернатор объявляет Ивановскую область зоной чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве по причине наводнения, а осенью того же года – по причине засухи. Сначала урожай погубило потопом, а затем то, что от него осталось выжгло палящим солнцем – и это в области, находящейся в зоне умеренного климата. Но даже после этих катаклизмов героические колхозники умудрились собрать такой урожай, который дает в областной бюджет треть всех поступлений! Более того, по заявлению специалистов сельского хозяйства урожай в этом году выращен вообще-то неплохой и даже выше среднего уровня. И это после наводнения и засухи. Возникает вопрос, какие же стихийные бедствия обрушивались на Ивановскую область в прошлые годы, когда урожай был ниже?..
Как большое видится на расстояньи, так общее проявляется в частном. Этот, на первый взгляд, курьез, на самом деле, не курьез, а стиль работы, характеризующий хваткие, цепкие и… эффективные в своем роде приемы губернатора, коммуниста Владимира Тихонова. Это приемы сельского кулака – такого, каким его изобразила советская пропаганда, путем художественного осмысления образа – человека, который выторгует у тебя даже ту копейку, какую уж ты-то думал он ну никак у тебя не вымолит.
Один из главных упреков, который бросали бывшему губернатору Владиславу Тихомирову, это то, что он ходит по московским кабинетам с протянутой рукой, вымаливая подачки для области, вместо того, чтобы заняться экономикой. Бывший председатель комитета по экономике Государственной думы Российской Федерации Владимир Тихонов, безусловно, знает, как надо поднимать экономику. По прошествии некоторого времени (уже в должности губернатора), он понял, что другой альтернативы, кроме как выпрашивать у Москвы денег, у него нет. В сущности, за почти год своего губернаторствования Тихонов не продемонстрировал ничего принципиально нового в стиле управления областью и в схеме развития и реформирования ее экономики. Он продемонстрировал только новые подходы – не просить у центра денег, а требовать их.
В хозяйствовании может быть только две позиции – на плаву и под поверхностью. Заявления губернатора, что, мол, после его прихода во власть Ивановская область переместилась из восьмого десятка в списке регионов в седьмой, имеют только одно значение – пропаганда в пользу бедных. Нет таких критериев эффективности, как позиция в отрицательном рейтинге – тех, кто на дне. Перемещение на десять пунктов вверх в рейтинге утопленников не может быть свидетельством положительных тенденций в экономике, объясняющихся новыми экономическими подходами и мышлением. Это временные колебания, объяснимые большей пробивной способностью, большим политическим весом, смещением графика получения федеральных трансфертов, благоприятной ситуацией сложившейся в сельском хозяйстве (именно благоприятной с погодной точки зрения), давшей дополнительные объемы, общей ситуацией с федеральным бюджетом, который свои дополнительные доходы частично направляет, в том числе, и на поддержку дотационных регионов. В 2001 году изменилось соотношение доходов, распределяемых между регионами и федеральным центром в пользу последнего. Это означает, что системно изменился подход к выравниванию бюджетной обеспеченности в Российской Федерации: богатые больше отдают бедным. С учетом же того, что Ивановская область соревнуется в бедности с Кавказом, где своих доходов вообще почти нет, такое перераспределение и обусловило наше перемещение по списку беднейших ненамного вверх. Таким образом, само по себе восхождение не является свидетельством никаких положительных тенденций в экономике области, да плюс к этому вызвано оно не усилиями региональных властей, а объективными причинами, практически не зависящими от губернатора. Будь губернатором Ивановской области какой-нибудь Жириновский – ситуация была бы один в один такой же как сейчас, ну, может быть, еще мы потребовали бы у Нижегородской области вернуть Сокольский район – и все.
До очередных губернаторских выборов еще четыре года, но это не должно нас пугать: хуже не будет. Общую систему работы властных органов, с учетом кадровой политики, системных подходов, как бы от имени губернатора, можно охарактеризовать следующей фразой: «При мне все будет, как при маменьке», в смысле, как раньше. Вместе с тем, держа в памяти пафос предвыборных речей и обещаний, уже сейчас Владимиру Тихонову можно объявить технический дефолт, то есть, дефолт обещаний налицо, но реальная ситуация неизменна, а значит, дефолт не будет иметь политических последствий, по крайней мере, в обозримом будущем.