Как можно собирать налоги без налоговой инспекции? Как можно бороться с преступностью без оперуполномоченных? Как можно держать крышу без конкретных братанов? Как можно выиграть кубок УЕФА без футбольной команды? Правильно, нельзя. И только наши местные политики, заявляя о себе, как о политиках, почему-то полагают, что политическая жизнь, это всего лишь предвыборные листовки – один раз в пять лет. Какое поразительное единодушие и единомнение проявляют в этом вопросе и коммунисты, и все остальные!
Когда бывший губернатор Владислав Тихомиров создал в Законодательном собрании фракцию «Единство», негативно к этому отнеслись в первую очередь именно наиболее видные местные партийные функционеры «Единства» – председатель ЗС Владимир Гришин и ивановский мэр Александр Грошев. Одна из причин этого понятна: Тихомиров никогда не являлся членом «Единства», и создание фракции шло без санкции и участия функционеров партии (действующее законодательство предусматривает свободное образование любых депутатских групп в поддержку любых партий, фракция «Единство» в ЗС, это не партийная ячейка, а группа «сочувствующих»). То есть, чувство ревности налицо. Но это не главная причина. Все нынешние политики и руководители – старые партийцы (в смысле бывшие члены КПСС), с опытом и традициями хозяйственной и советской работы. Традиции эти, впитанные с молоком матери, сродни ментальности и генетической памяти, квинтэссенция их – отсутствие публичности в принятии любых решений. Все должно происходить в узком кругу. Для этих людей выборы, это всего лишь дополнительная вводная, некое дополнительное условие игры. В промежутке между выборами заставить их играть по правилам публичности почти невозможно.
Что такое партийная фракция или партийная принадлежность? Это – прозрачность убеждений, прозрачность позиции, прозрачность работы. Без партийной принадлежности все одинаково выступают за низкие налоги, высокие зарплаты и сильную Россию. Однако когда возникает необходимость принимать конкретные решения, предугадать, как будет голосовать или какие декреты подписывать тот или иной беспартийный – практически невозможно. Партийная принадлежность позволяет четче обозначить позиции.
На недавней встрече с депутатами городской думы губернатор Владимир Тихонов заявил, что он также против фракционной работы в думе или Законодательном собрании. Он тоже против политической борьбы на местном уровне между выборами. Конечно же, не стоит переоценивать значение политических пристрастий электората в момент выборов: в значительной мере люди голосуют за личные качества кандидатов. Но и сбрасывать политический фактор со счетов тоже не стоит. Почему же мы должны игнорировать политические пристрастия населения в этот длительный промежуток времени между выборами? За пять лет много чего меняется: и электорат, и политики, и жизнь.
Если нашим мэрам, депутатам и губернатору не нужна фракционность, то почему они с таким неподдельным интересом участвуют в партстроительстве, издают чисто партийные газеты, входят в политсоветы партий и проч.? Ответ очевиден – политработа для них, это всего лишь один из путей прихода к власти. Когда власть у тебя в кармане, политическую составляющую лучше убрать с любопытных глаз, в тишине, исподволь наращивая политико-административный ресурс на будущее.
Тихомиров создал фракцию «Единство» в ЗС не от хорошей жизни. Ему одному из когорты сколь ни будь значимых местных деятелей, не хватило места под солнцем. Все – и в первую очередь губернатор – его списали вчистую. А он не захотел этого, и что самое главное – смог этому противостоять. Будь Тихомиров сейчас губернатором, да он бы так обрушился на этих фракционщиков, такой обструкции их подверг, что не дай бог никому, и слова бы говорил в точности такие, какие сейчас произносят тот же Тихонов или Грошев: мол, не нужно нам этого, работать надо, а не политиканством заниматься.
Тихонов сам виноват в появлении некоего зачаточного (и совсем, похоже, не политического) противостояния в Законодательном собрании: он сам Тихомирова обидел, не дав тому стать сенатором. Владислав Николаевич на создание фракции пошел от безысходности – от чувства обиды и уважения к самому себе, ну и, конечно же, от природной непоседливости. Хоть Троеглазов и дал ему весьма подходящую кличку Топотун, однако же, Тихомиров политик весьма резвый и с хорошей реакцией.
Было бы наивно полагать, что в наших местных парламентах не было и нет фракций. Они всегда были, есть и будут, только они не совсем совпадают с публично заявленными партийными пристрастиями и альянсами. Больше они похожи на тайные кружки и временные союзы. Работают они в отсутствии внимания общественности и прессы, а фракционные заседания проводят в неформальной обстановке. И как можно сделать вывод, исходя из заявлений наиболее видных представителей этих «подспудных» фракций, они очень не хотят прозрачности в своей деятельности и пристального внимания к себе. В этом плане злой гений Мавроди, избравший для своего МММ девиз «Из тени в свет перелетая», даст сто очков вперед по части открытости и честности, любому из наших политиков.
Наша местная политическая жизнь на всех уровнях полностью соответствует образу с герба города Иванова – малахольная баба в инвалидной коляске. Отсутствие политической ориентации не оставляет депутатам шанса превратиться из банальных лоббистов групповых интересов в полноценных субъектов политического процесса. Без политического процесса нет политических амбиций, а без этого невозможно появление серьезных людей у власти. Народовластие без политического процесса приводит наверх разных чудаков, оставляющих после себя лишь собрание глупостей и туповатых афоризмов. У этих народных избранников нет никаких шансов удержаться на плаву дольше одного срока. Череда из двух-трех таких руководителей, может доконать хозяйство и экономику любого региона.
Политические баталии больше нужны избирателям, чем его участникам. За два месяца искусственно порождаемой избирательным законом якобы политической борьбы, невозможно реально разобраться в достоинствах и возможностях кандидатов и политических объединений. Мнение об участниках выборного и политического процесса у людей должно формироваться непрерывно, а не за два месяца до голосования, в противном случае (то есть в нашем) все это – обман.