Бюджет города Иванова в 2001 году будет, скорее всего, успешно исполнен, но ничего хорошего для нас это не означает.
Уже сейчас в городском бюджете появились дополнительные доходы – 250 миллионов рублей. Это не собственные доходы города, а целевые субвенции, проще говоря, трансферты, перечисляемые из бюджетов более высокого уровня (областного и федерального). На последнем заседании городской думы депутаты приняли изменения в бюджете, с учетом дополнительных доходов. Окончательный на сегодняшний день вариант бюджета предусматривает дефицит бюджета в размере 80 миллионов рублей или почти 9 процентов, что очень много. Однако администрация с легкостью идет на такой дефицит. Очевидно, что без понимания того, чем будет покрываться бюджет, Грошев вряд ли бы пошел на такое превышение расходов над доходами. То есть, источники дополнительных доходов, скорее всего, мэрии уже известны. Ими, наверняка окажутся дополнительные трансферты, которые дадут городскому бюджету. По осени нас, по всей видимости, опять ожидает корректировка бюджета в сторону увеличения доходов. Доходов, опять-таки, не нами заработанных.
Экономическое положение в среднем по стране непрерывно улучшается уже в течение полутора лет. Это позволяет федеральному бюджету все более полно финансировать дотационные регионы, такие, как, например, Ивановская область. И по мере получения дополнительных доходов на федеральном уровне, их будут перераспределять по экономически слабым областям.
Таким образом, общее исполнение бюджета – выплата социальных пособий, заработной платы бюджетникам, подготовка к зиме и т. д. – будет не в пример прошлым годам довольно успешным. Но только за счет «чужих» денег, собственные доходы по-прежнему собираются плохо и в недостаточном количестве. Например, исполнение бюджета по собственным доходам в первом квартале составило 20 процентов, а по трансфертам – 40 (то есть, только за их счет и живем).
Все это может сыграть с нами злую шутку. Ведь, как известно, деньги не пахнут, и, зачастую, очень сложно понять, откуда они берутся. До федеральных стандартов нас, конечно, будут дотягивать федеральными деньгами, но отставание от других регионов, несмотря на это, все равно будет увеличиваться. Так может дойти до того, что собственная ивановская экономика сможет обеспечить лишь нужды мэрии и городской думы, все же остальные расходы будет оплачивать промышленность других регионов. С увеличением доли «чужих» денег в расходах местного бюджета роль содержанки все более подходит для характеристики и областного центра, и всей Ивановской области.