Директор акционерного общества «Ивановский рыбокомбинат» Юрий Рауткин – личность примечательная, Эдисон рыбного дела, так сказать. Он научился добывать из рыбьего жира электроэнергию. Мы счастливы тем, что первые представляем это гениальное изобретение благодарному российскому народу, измученному энергетическим кризисом.
***
Гениальное открытие, как это всегда бывает, сделали случайно.
Сидели давеча на берегу Востринского рыбопитомника директор Рыбокомбината Рауткин и председатель региональной энергетической комиссии Дмитриев. Закинул Дмитриев в рыбопитомник свою электрическую удочку — ничего не принесла удочка. Закинул второй раз – принесла удочка драный сапог, полный комбикорма рыбьего. В третий раз закинул Дмитриев удочку и вытянул здоровенного карпа, током шарахнутого, отчего светилась рыбина золотым сиянием.
— Опа! – говорит Дмитриев. – Золотая рыбка! – и ухватился за карпа. Карп двинул Дмитриева электрическим разрядом, отчего тот повалился на травянистый бережок рыбопитомника и закатил глаза.
— Эй, очнись — кричал Рауткин, молотя Дмитриева ладошкой по щекам, — это же классно, просто здорово. Рыбопитомник мой, а удочка твоя. Мы теперь вместе электричество добывать будем! Из рыбьего жира!
Дмитриев сел, внимательно посмотрел на электрические звезды вокруг своей головы, на сияющее лицо Рауткина и спросил:
— Как это?
— А вот так…
***
События, описанные в предыдущей сцене, можно было бы, как оговариваются в бульварных романах, «считать вымышленными и лишь случайно совпавшими с реальностью», если бы не их документальное продолжение, разъясняющее, как в этой самой реальности можно делать электричество из рыбьего жира, а потом электричеством торговать.
***
Пару лет назад, а именно 5 мая 1999 года, губернатор Ивановской области Владислав Тихомиров подписал постановление. Вот самая интересная цитата из него.
«В целях создания материально-технической базы развития рыбного хозяйства Ивановской области, постановляю: принять предложение АО «Ивановский рыбокомбинат» о передаче ему трансформаторной подстанции с электрооборудованием, на условиях договора безвозмездного пользования, сроком на 49 лет."
Наши длительные архивные поиски так и не увенчались успехом – мы не смогли найти ни одного документального обоснования связи развития рыбного хозяйства Ивановской области с трансформаторной подстанцией, если, конечно, не считать за связь профиль работы «Рыбокомбината». Комбинат специализируется, главным образом, на копчении мойвы, которая, разумеется, в территориальные воды Ивановской области не заплывает. Правда, когда директор Рауткин был депутатом городской думы, ему с завидным успехом удавалось лоббировать бюджетное финансирование так называемого «зарыбления Уводьского водохранилища рыбами – мелиораторами», под предлогом того, что эти самые мелиораторы должны чистить водохранилище, чтоб в городской водопровод не попадала всякая гадость. Никто не считал сколько мальков Рауткин выпускал в водохранилище и почем их покупал. А когда ученые-ихтиологи, специально приглашенные в городскую думу, не смогли сказать с полной уверенностью, что «рыбы-мелиораторы» действительно нужны, деньги Рауткину давать перестали. Видимо, тогда и родился проект получения электричества из рыбьего жира, штука, аналогичная рыбьей мелиорации.
Логической связи между трансформаторами и развитием рыбного хозяйства нет. Зато есть связь территориальная. Подстанция находится в центре города, далеко от рек и озер, но рядом с Рыбокомбинатом. Близость рубильника, надо полагать, и навела Рауткина на мысль связать рыбу с электричеством и убедить в логичности этой связи губернатора. В результате директор частного предприятия получил дармовую возможность перепродавать электроэнергию, хотя те же самые деньги можно было бы просто отправлять в бюджет, и через него уже решать, кому нужнее эти деньги – рыбе или, например, врачам.
Арифметически эту схему, очень похожую на аферу, закрепил председатель ивановской РЭК Дмитриев, решивший, что АО «Ивановский рыбокомбинат» за здорово живешь будет получать 103 руб. за каждую тысячу киловаттчасов, прокачанных через подстанцию. Поскольку плательщики в районе пл.Ленина, который подстанция охватывает, в основном исправные – магазины, рестораны и т.д. – то и Рауткин мог спокойно забыть о рыбах-мелиораторах. Если бы не одно «но».
Губернатор Тихомиров сильно погорячился, передавая Рауткину подстанцию целиком. Выяснилось, что в областной собственности находится только здание. А сами трансформаторы – в собственности муниципальной. Бывший мэр Иванова Валерий Троеглазов, узнав об истории, изрек сакраментальную фразу таможенника Верещагина: «Не, ребята, пулемет я вам не дам». И трансформаторы не отдал.
Сменивший Троеглазова на посту мэра Александр Грошев поступил так же, как и его предшественник. В настоящий момент ситуация вокруг подстанции трагикомична. Рауткин ходит вокруг рубильника, как кот вокруг аквариума; настоящие хозяева этого рубильника не могут до него дотянуться; исправные плательщики не знают, кому платить, получая при этом от Рауткина грозные письма.
Недавно городские власти попытались убедить директора Рыбокомбината добровольно отказаться от идеи производить электроэнергию из рыбьего жира. Не убедили.
Решить проблему сможет, видимо, только новый губернатор.