Законотворчество — очень российское занятие. Как раз для нас. Из всех разновидностей творчества — самое подходящее. Я хоть и не большой лингвист, но, кажется, и термин-то такой только в русском языке есть. Подразумевающий именно творческий подход к закону. Метафизический.
Да! Это вопрос сугубо философский. Что первично, материя или сознание? Что чего определяет? В чем-чем, а в законодательстве Россия с ответом определилась давно и прочно — первична идея. Сознание. Скучные и трудные правки (amendment) и счета (bill), продиктованные и выставленные скорбным и ползучим человеческим бытием — это «для них». «Для нас» — высокое вдохновение. Оно и необходимо, и достаточно. Почесал репу, создал закон и сказал, что это хорошо.
Конечно, хорошо. Потому что не сковывает граждан, которые знают, что скоро придет другой чесатель репы, всё переделает и опять скажет, что всё хорошо. И это действительно хорошо. С одним условием — лишь бы творец не относился к своему творчеству слишком серьезно. К несчастью, история России полна тупыми творцами. Что возможно только в законотворчестве. В отличие от иных видов творчества.
Тупые законотворцы в порыве вдохновения легко загоняют материал своих произведений в концлагеря и к стенке.
Предполагаю, что таким национальным феноменом и определяется склонность россиян к законотворчеству. А именно — обилием в сравнении с другими нациями тупых, желающих творить.
Если же от тупых отвлечься, то очень приятно и весело осознавать, что вся гигантская машина государственных правоохранительных и правоприменительных органов — чистая умозрительность. Идеализм, от которого всплакнул бы в умилении сам старина Кант, так и не попавший на Соловки.
Правда, в милиции иногда можно получить дубинкой по башке. Или электротоком — по пенису. А в суде — преизрядный срок ни за что, ни про что. А в лагере — карцер, засыпанный по щиколотки хлоркой.
Но это всё рудименты тупых. И излишек садистов «на местах».
Сейчас же мы живем в эпоху законотворцев веселых и просвещенных. Они относятся к своему творчеству легко. Понимая бренность как бытия в целом, так и любого закона в частности. В отличие от тупых они творят не на века, а в приложении к текущей естественной надобности. Современный российский закон — это не египетская пирамида, это джазовая импровизация. Красивый звук. Просто нужно уметь и успеть им насладиться. Как известно, самое большое наслаждение от импровизаций получают сами импровизаторы.
Вот пример.
***
Каждый новый созыв Ивановской областной думы создает для себя новый Устав Думы. Это добрая традиция. В соответствии с традицией нужно соблюсти определенный устоявшийся ритуал принятия нового Устава. Обряд (в сущности, единственная наша опора в связи с эфемерностью закона) заключается в том, что новую редакцию пишет тот, кто собрал новую Думу, а Дума единогласно с редакцией соглашается.
В это раз всё было соблюдено, так что ивановцы могут спать спокойно. Новая Дума обряд не нарушила. И теперь может резвиться в законотворчестве. Тот, кто Думу созвал.
Обозрим же основные нововведения. Не ради проникновения в суть, а для приобщения к усладительным звукам импровизации.
***
1. Полномочия Думы теперь определяются не только Уставом и законами Ивановской области, которые сами депутаты и принимают, но и указами губернатора и постановлениями областного правительства («принимаемыми в соответствии с законами»).
2. Регламент Думы теперь может и не действовать весь срок ее полномочий, а меняться. По решению Думы.
3. Дума больше не решает самостоятельно своими постановлениями «вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности».
4. Расходы на эту деятельность больше не предусматриваются в облбюджете отдельно от других расходов.
5. Председатель Думы больше не определяет единолично ее штатное расписание, не вносит предложения о создании или ликвидации комитетов и о кандидатурах их председателей. Больше нет длинного списка пунктов, по которым его можно отрешить от должности (смерть, сумасшествие, тюрьма, смена гражданства и тому подобные маловероятные причины), а есть правило, по которому Дума большинством голосов может его поменять.
6. К компетенции Думы больше не относятся: официальное толкование областных законов, контроль их соблюдения, согласование назначений руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти.
***
Как вам импровизация? На мой вкус — губернатор играет на дудке не хуже, чем на гитаре.