Три товарища

Что-то в последнее время, которое длится уже довольно давно, перестала быть популярной замечательная аббревиатура ОПГ (сиречь — организованная преступная группировка). Даже сериальные менты, адвокаты и простые, но настоящие парни разлюбили разоблачать и уничтожать ОПГ, гоняясь за ними, все в оперном (в обоих смыслах) мыле. Что-то они всё больше стали гоняться то за удачей, то за мелкими жуликами.

 

Реальная милиция, например, ивановская, тоже перестала уж года полтора как фанфарно уведомлять граждан о победах над ОПГ, несмотря на то, что УБОП как существовал, так и продолжает существовать. Но теперь незаметно. В сравнении, скажем, с ОБЭПом.

Значит ли это, что ОПГ в России повывелись? Конечно, нет. Просто они легализовались в полном соответствии с «вектором развития» режима, как любят выражаться созидатели режима. Поэтому УБОП отдыхает. На острие вектора — ОБЭП.

Но к чему обобщения. Дедукция — она и занимательней, и безопасней. Так что — от общего к частному.

Три жителя нашего славного города и, в своем роде и виде, интеллектуала начинали при царе Горохе. Т.е. Ельцине, когда он еще легко вспрыгивал на танк и не менее легко падал с моста. Как и большинство ивановцев беспокойной натуры, почуявшей свободу предпринимательства, начинали они с «тряпки». Родо-видовой интеллект помог им не остановиться на цехе по пошиву КПБ в три швейных машинки. Они стали крупными по ивановским меркам предпринимателями. И, соответственно, вошли в местную элиту.

И теперь наши три героя всё больше и больше походят на ОПГ, подведомственную ОБЭПу. И соответсвуют вектору.

В чем же нынче состоит их промысел — отнюдь не Божий.

«Ивановское текстильное объединение», к текстилю имеющее отношение только в смысле любви к родному пепелищу, нынче на самом деле занимается рейдерством ( можно просто — кидаловом). Причем простеньким — в связи с насиженностью и прикормленностью места. И вполне криминальным — в связи с тем же.

Рецепт прост. Предприятию-цели создаются искусственные проблемы. Потом руководству делается заманчивое предложение об инвестициях с учетом их личных интересов. Руководство выколачивает в пользу рейдера из рабочих искомый пакет акций. Пенсионеров просто обманывают, поскольку стариков  обмануть легко. Особенно «родному» директору, с которым «проработал столько лет». Потом новые хозяева заставляют того самого «родного» подписать документы о признании фиктивной задолженности и выгоняют за ненадобностью. Чтобы не тратить лишних денег на покупку оставшихся у миноритариев акций, через пару месяцев предприятие загоняется в банкротство, а активы сливаются по балансовой стоимости в счет покрытия «образовавшейся» внезапно крупной задолженности перед аффилированными с рейдерами фирмами.

Таким способом обанкрочено АО «Зиновьевская мануфактура», имущество распродано, более 200 акционеров пострадало; обанкрочено АО «Большая Ивановская мануфактура», более 400 акционеров пострадало, обанкрочено АО «Камвольный комбинат», имущество распродано, более 1000 акционеров пострадало и т.д., и т.п.

Сейчас в работе у трех товарищей  АО «Промстройпроект», АО «ГПИ-6», АО «Точприбор», АО «Родниковский машиностроительный завод».

Зовут трех дружных товарищей:  Дмитрий Сиганов (ОПГ «Роско»), Сергей Кабанов («Русский дом плюс»), Василий Гущин («Юнистайл», «Мега»).

 

         Про «Промстройпроект»

ОАО «Промстройпроект» (50%+1 голосующая акция принадлежат администрации Ивановской области) занимало два этажа в 6-этажном здании в центре Иванова. Остальные с прибылью для областного бюджета сдавались в аренду.

Одному из арендаторов и одному из трех товарищей — предпринимателю Сергею Кабанову и пришла в голову мысль выкупить у администрации пакет акций. Остается загадкой, как ему удалось уговорить бывшего губернатора Владимира Тихонова пойти на сделку в последние дни его правления, но сделано все было очень быстро.

8 ноября 2005 года Кабанов пишет Тихонову письмо с просьбой продать ему пакет в 25% + 1 акция. Уже на следующий день Тихонов требует от комитета по управлению имуществом начать подготовку документации к приватизации «Промстройпроекта». Сам Владимир Ильич тогда же приезжает в институт лично осмотреть здание, чем немало озадачивает руководство института. 22 ноября Михаила Меня утверждают губернатором. А 23 ноября Тихонов подписывает распоряжения № 143-ра и №144-ра: о внесении изменений в план приватизации на 2005 год и о продаже пакета акций ОАО «Промстройпроект» (25% – 1 акция). 25 ноября в «Ивановской газете» появляется объявление об аукционе.

Если бы все срослось, господин Кабанов, а не администрация, оставлявшая себе блокирующий пакет, стал бы главным акционером. К тому времени у ООО «Русский дом плюс» уже было 12% акций института и активно шла скупка акций у миноритариев. Так что к началу аукциона по продаже акций у Кабанова было бы сконцентрировано более 30%. Начальная цена госпакета всего 7,5 млн. рублей. При том, что только на аренде офисов по средней для того времени ставке можно было зарабатывать 2 млн. рублей в месяц. И не один из потенциальных инвесторов на аукцион бы не сунулся, — зачем покупать «билет на войну». Ведь 25%-1 акция,  это не продажа 50%+1голосующих акций за который имело бы смысл бороться и выложить деньги.  А господин Кабанов, покупая 25-процентный пакет, по сути покупал все 50%. Простенький и красивый ивановский междусобойчик.

И все бы получилось, если бы не огласка. Областная прокуратура направила протест в арбитраж. Аукцион не состоялся, так как на имущество был наложен арест. А Михаил Мень, вступив в должность, отменил распоряжения Тихонова.

Сейчас в здании института располагаются подразделения облправительства: комитет по культуре, департамент по природным ресурсам и землеустройству и департамент муниципальных образований.

В апреле прошлого года состоялось ежегодное собрание акционеров, на котором генеральным директором ОАО «Промстройпроект» был снова избран Герман Каленов, руководящий институтом уже 18 лет. Но уже в июле, на внеочередном совете директоров его председателем стал… Сергей Кабанов. Тот самый Кабанов, который собирался купить институт в 2005 году. Все представители департамента управления имуществом проголосовали за Кабанова. Против был только представитель самого института.

И Кабанов сразу взял быка за рога. Он заявил, что предприятие неэффективно расходует прибыль, и запретил запланированное уже приобретение основных средств, необходимых для развития института. Внеочередное общее собрание акционеров измененило Устав АО — генерального директора избирает не общее собрание, а совет директоров.

Германа Каленова «ушли» (см. выше про «родного» директора»).

Всё, больше ничего не мешает Кабанову кинуть «неродных» миноритарных акционеров и выиграть неизбежный аукцион, красиво сражаясь с самим собой. Что не получилось при Тихонове, получилось при Мене.

 

         Про ГПИ-6

ГПИ-6 в советские времена, как и «Промстройпроект», что-то там такое выдумывал и строил. Для текстильной промышленности. Как и все прочие советские проектные институты, в новые времена он стал кормиться от арендаторов казенных площадей.

Планово и неизбежно маразматирующее руководство ГПИ-6 очень быстро привыкло жить на халяву, т.е. от аренды. Не стесняясь отнимать акции (ГПИ-6 — ЗАО) у безвольных и бестолковых сотрудников при увольнении или продавать юридические адреса крайне сомнительным фирмочкам. Впрочем, фантазии хватало лишь на это, потому престарелое руководство и до сих пор нельзя назвать людьми даже среднего достатка. Так, «Жигули», Турция, домик в деревне.

Сколько бы ГПИ ни гнить в этом арендно-акционерном болоте, без ремонта и перспектив, но всему приходит конец. Первым кто сделал предложения о продаже акций 400 акционерам общества, была московская компания под названием «Технострой Сити», выступившая в качестве отраслевого стратегического  инвестора.

Маразматическое руководство, разумеется, наложило в штаны из страха потерять «Жигули» и Турцию. Тут-то в роли его спасителя и появился… Сергей Кабанов и остальные два товарища. Инвесторы-москвичи, которыми ивановцев так смачно пугают с тех пор, как рулить губернией назначен москвич, только рты разинули да так с незапахнутыми ртами и остаются по сей день.

Г-н Кабанов сказал сначала сам себе, потом руководству в вонючих штанах, а потом и рядовым акционерам, разлакомившимся на инвестиционные  предложения: да это, чё! да чтоб какие-то поганые зажравшиеся москвчишки нашу домотканую грядку топтали! да ни одной пяди, да костьми ляжем!

Костьми, конечно, легли рядовые акционеры. Их натуральным образом силой привозили на беседы. Их пугали уголовным преследованием (якобы можно угодить в тюрьму за то, что подарил акцию без спроса руководства). Кто сразу не пугался — действительно возили в милицию. Там уж пугали милиционеры. Тому есть задокументированные свидетельства, так что кое-кому из милиционеров участие в черном рейдерстве Кабанова и компании выйдет боком.

Руководство же в обмен на обещание перманентных «Жигулей» и Турции до конца дней соглашается отправиться на пенсию. Но перед этим помочь выколотить для трех товарищей из акционеров не меньше 75%.

Дальше всё просто и обкатано: сдача имущественного комплекса своему предпринимателю за три копейки, пересдача по рыночной цене арендаторам, умышленное нарушение предприятием налогового законодательства, как следствие — санкции налоговой в пару миллионов рублей, далее банкротство и продажа здания аффилированной фирмочке по остаточной стоимости.

 

         Про «Родниковский машиностроительный завод»

В мае 2005 года решением Арбитражного суда Ивановской области ООО СП «РУП» («Родниковское управление предприятий») было признано банкротом. На его месте создано ЗАО «РМЗ» («Родниковский «машиностроительный завод»). Предприятие  заработало.

Появился у предприятия и инвестор, готовый вложить существенные средства в развитие производства. Вот только обратился он за юридической помощью и поддержкой не потому адресу. А адрес был: г. Иваново, ул. Велижская, д.8. Юридическое бюро «Консалт». По тому же адресу находится и упомянутый выше «Промстойпроект» и офисы г-на Кабанова («Русский дом»). Да и г-да Сорокин (владелец «Консалта») и Кабанов не только лично знакомы, но и являются давними кидалово- (извините, бизнес-) партнерами.

Далее весь сюжет строится  по классике этих самых «разводки» и «кидалова».  Инвестор готов вкладывать деньги и заниматься финансовым оздоровлением предприятия, готов привести на предприятие своих антикризисных управляющих. В «Консалте» его отговораивают от этого шага и предлагают своего арбитражного управляющего — Пухову. Он соглашается с уважаемыми в городе и рекомендованными ему юристами. Деньги в предприятие начинают вкладываться.

И шоу начинается. В марте 2006 года на торгах, устроенных арбитражным управляющим Пуховой для погашения долгов «РУП», некое ООО «Фининвест» покупает котельную предприятия. Но в положенный срок деньги на счет не поступают (да и в соответствии с классикой «кидалова» и не собирались поступать). И г-жа Пухова с полного одобрения кредиторов (в первую очередь представителей ИМНС) передает котельную в аренду спешно созданному для этих целей Родниковскому филиалу ОАО «Ивановская тепловая блок-станция» (для справки и за ООО «Фининвест», и за ОАО «ИвТБС» стоит одно и тоже лицо — Сергей Кабанов). Договор аренды заключается на неопределенный срок. Котельная, естественно, «включает счетчик», и горе-инвестор, уже вложивший массу сил, энергии и денег, начинает извиваться от такого примитивного и эффективного ивановского кидалова, как уж на сковородке.

Если бы он был более осведомлен о делах ивановских, то знал бы, в чьих интересах г-жа Пухова ранее банкротила самые разные предприятия, знал бы, в чьих интересах г-н Сорокин все чаще в последнее время выступает в качестве «троянского коня» в переговорах с  клиентами.

Далее всё непременно пойдет по схеме, уже опробованной лидером конкурирующей с нашей троицей ОПГ — Аркадием Златкиным. Именно при помощи котельной он спер в свое время «Ивчесмаш».

***

Но Златкин, в отличие от трех товарищей Кабанова-Сиганова-Гущина, уже начал возвращать долги. Он тоньше чувствует наступление перемен. ОПГ скоро опять вернутся на экраны телевизоров. И в сериалы, и в сводки новостей.

          В тексте использованы материалы газет «Иваново-Вознесенск» и «Иваново-Пресс».