Месяц назад вся Ивановская область из информационных сообщений о прошедших выборах и референдумах узнала о Пеньковском сельском поселении. Его жители – единственные во всем регионе – дружно проголосовали против объединения с двумя соседними поселениями Палехского района. До этого о самом удаленном от райцентра поселении Палехского района мало кто слышал, недаром большинство комментаторов говорили о неком кинематографическом Пенькове, хотя на самом деле деревня называется Пеньки.
Событие из ряда вон выходящее по ряду причин. 34 поселения решили укрупняться, еще 10, в Заволжском районе, приняли такое же решение полгода назад. Велась массовая работа по разъяснению положительного эффекта от объединения. К тому же эта идея была поддержана губернатором Михаилом Менем и проводилась в жизнь партией «Единая Россия», показатели доверия которой на выборах порой просто зашкаливают. И самое главное – референдумы же организовали не с бухты-барахты, а только в тех поселениях, где они непременно должны были дать результат.
— Главы районов убеждали нас: будет объединение, — удивлялся на партконференции «Единой России» лидер регионального отделения Сергей Пахомов. Почему же пеньковцы выступили против?
Сначала я нашел Пеньки на карте и вспомнил, что уже бывал там, когда сплавлялся на лодках по Луху. Красивейшие места. Правда, Мыт, который находится уже в другом районе, для Спас-Шелутина, Барского да и самих Пеньков гораздо ближе, чем Палех. Когда же я поговорил с главой Пеньковского сельского поселения Валентиной Шибаевой, выяснилось, что Пеньки в районе «на отшибе» не только в географическом смысле. Честно говоря, позвонив в сельскую администрацию через две недели после выборов, я опасался наткнуться на раздраженных, затюканных критикой и замученных расспросами людей. Я был уверен, что сюда уже наезжали высокие комиссии, устраивались разносы, телеоператоры снимали виды аномальной деревни, а корреспонденты все допытывались у главы: «Как же вы допустили?» Оказалось – ничего подобного. Никто не звонил и не интересовался, почему же так вышло.
— Оргвыводы, конечно, последовали – я получила выговор по партийной линии, — уточняет Валентина Алексеевна. – И в районном совете мне уже сказали, чтобы мы больше ни на что не рассчитывали. Впрочем, к такому отношению со стороны районных властей мы уже привыкли.
— Сергей Пахомов на пресс-конференции сразу после выборов сказал, что глава поселения вела агитацию против объединения. Как же так? Ведь вы член «Единой России»?
— Это кто-то Сергею Александровичу неправду сказал. Работа по разъяснению всех плюсов объединения в поселении велась активно. Я и лично, в индивидуальном порядке, с людьми беседовала, и глава района Нина Касаткина приезжала, мы с ней вместе посетили все деревни.
— Почему же люди проголосовали против? Неужели только потому, что центром нового поселения должно было стать Паново?
— Это лишь одна из причин. Но когда нам с самого начала, без обсуждения с людьми, объявили, что центр будет в Панове, это, конечно, вызвало у людей неприятие. Ведь в Панове живет на 300 человек меньше.
— Зато Паново на трассе, да и к Палеху ближе?
— Пеньки находятся всего в 2 км от магистрали Иваново – Нижний Новгород. Но дело не в этом. Пеньки — большая деревня, у нас 11 двухэтажных многоквартирных домов, в Панове таких всего 2. Всего в поселении живет 948 человек, очень много молодежи. Люди живут нормальным деревенским укладом, а не торгуют на трассе. И жили бы еще лучше, если бы к нам не относились, как к окраине.В 2009 году нашу среднюю школу, которая в Пеньках всегда была, переделали в неполную. Ученики 10-11 классов теперь ездят в Паново, где средняя школа только с 1986 года работает. Почему? У нас же больше детей. Даже сейчас 64 человека учится. Люди не понимают такого отношения. Нам администрация района и районный совет не уделяют никакого внимания. Сколько времени мы просим отремонтировать мост в деревне Линево – это жизненно необходимо. Очень нужна и дорога к кладбищу в Спас-Шелутино. Средства нужны небольшие, но нам в наших просьбах всегда отказывают. Но больше всего, конечно, людей огорчила и отрицательно настроила по отношению к районным властям история с газификацией.
— Расскажите поподробнее.
— Всем известно, что такое газ. Газификация – это совсем другой уровень жизни. Мы постоянно обращались и в «Ивановорегионгаз», и к депутатам, и в финансовый департамент области. Жители Пеньков в любой момент готовы платить деньги за подведение газа. В 2008 году нас, наконец, услышали и включили в областную программу. В бюджет региона депутаты заложили 3,5 млн. рублей именно на газификацию Пеньковского поселения. Люди обрадовались, загорелись. Мы в кратчайшие сроки собрали всю документацию. Все было готово. И вдруг в июне 2008-го эти деньги у нас отнимают. По просьбе главы района депутаты переводят эти средства на Майдаково. У нас был настоящий шок. С тех пор к кому мы только ни обращались: верните деньги – никакого отклика. Понятно, сейчас кризис, другие средства нам уже вряд ли выделят. Но тогда, в 2008-м, все было так возможно. Люди до сих пор об этом не могут вспоминать спокойно.
— Чего вы ждете теперь, после провала референдума – санкций или помощи?
— Санкций мы не боимся. Нам все равно денег никогда не перепадало, а теперь от района вообще трудно чего-то хорошего ожидать. Я очень надеюсь, что на нашу ситуацию в связи с этим обратят внимание в правительстве области, в областной думе. Особенно хотелось бы, чтобы в Иванове обратили внимание на ситуацию с газоснабжением. Если дело сдвинется с мертвой точки, отношение людей станет совсем другим.
Журнал «Власть. Ивановская область».