На 22 августа в Ивановском районе назначены публичные слушания по проекту изменений в районный Устав, инициированные главой Юрием Шиловым. Ряд его новаций могут с треском провалиться — с одной стороны в силу их безграмотности, с другой — из-за противоречий с новой линией по формированию властной вертикали.
Уже ни у кого не вызывает сомнений, каким образом пойдет реформа власти в органах местного самоуправления Ивановской области. И хотя официально областные власти вроде как и не вмешиваются в процесс, понятно, что они держат его под контролем и направляют в нужное им русло.
События в Кинешме (когда в Устав города были внесены положения по назначению главы администрации) и в Родниках (должности главы района и главы администрации района не просто были разделены, но и прошел уже конкурс на должность сити-менеджера, который выиграл бывший глава района Сергей Жубаркин) только подтверждают эту мысль.
Схема формирования власти на местах полностью вписывается во вступающий в силу в полном объеме с 1 января 2009 года федеральный закон о принципах работы местного самоуправления и состоит из трех действий.
1. Население городов выбирает себе депутатов в городские думы, а население районов — глав своих поселений, которые автоматически становятся депутатами районного совета. (В райсовет поселения делегируют еще двух депутатов из своего состава).
2. Депутаты выбирают из своего числа главу города или главу района, которые параллельно становятся председателем думы и совета соответственно.
3. Депутаты назначают главу администрации города (района) из числа кандидатов, которые представлены им специальной конкурсной комиссией. (Сама комиссия формируется так: 2/3 ее членов назначают местные депутаты, 1/3 — назначают депутаты областной думы по представлению губернатора.) При этом подать документы на конкурс может любой гражданин.
В Ивановском районе похожая схема формирования власти уже действовала: Юрий Шилов — глава района и руководитель районного совета, а глава администрации назначается советом на 2,5 года. (Сейчас — Сергей Белов). И хотя глава района и глава администрации должны формально быть независимы друг от друга, но, по мнению наблюдателей, фактически вся власть в районе сосредоточена именно в руках Шилова. Так вот, по ряду положений, содержащихся в изменениях к Уставу, которые внес Шилов на обсуждение, можно сделать вывод, что ему очень бы хотелось сохранить такое положение вещей как можно дольше.
Все дело в том, что в новом проекте Устава срок полномочий главы администрации увеличивается в 2 раза — до 5 лет, а Шилов как глава района наделяется полномочиями вносить представления в районный Совет как о продлении контракта с ранее назначенным главой администрации, так и о снятии с должности и назначении нового сити-менеджера. Понятно, что эта норма предназначена для сохранения сегодняшней связки Шилов-Белов. Очень скоро у Белова заканчивается срок полномочий, и если действовать по закону, нужно созывать конкурсную комиссию, договариваться с областной властью и депутатами. Шилов же предпочел внести изменения в Устав района, дабы автоматически продлить контракт с Беловым, избежав сей процедуры. Вероятно, он испугался, что кроме Белова на должность главы администрации могут быть выдвинуты другие — независимые от него — кандидатуры.
Но федеральный закон четко определяет, что глава администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на срок полномочий, определяемый Уставом района. Никакого «продления контракта» без конкурса, да еще и по представлению исключительно главы района закон не предусматривает. Требуется созыв конкурсной комиссии. Проще говоря, попытки Шилова изменить в этой части Устав района незаконны.
Даже если Шилову удастся продавить поправки в Устав через публичные слушания, а потом и в районном Совете, легитимность «продленного» главы администрации, а значит и принятые им решения будут под очень большим вопросом. (Тут, конечно, можно предположить, что Шилов подкладывает такую бомбу под своего сити-менеджера намеренно, но это маловероятно).
Регистрирующий изменения в Уставы районов орган или прокуратура вряд ли допустят нарушения закона. Не исключено, что и местные депутаты, увидев, как Шилов выкидывает из процесса назначения главы администрации создаваемую ими конкурсную комиссию, заблокируют поправки в Устав даже без участия областной власти, еще на этапе их обсуждения. Тогда Шилову придется вернуться к вопросу назначения главы администрации в строгом соответствии с законом. И тут он попадет в созданную им же самим ловушку: проигнорировав создание конкурсной комиссии (а значит, отодвинув и районную элиту, и областную власть от процесса принятия решения по кандидатуре старого или нового главы администрации), он может получить то, чего боялся: нового сити-менеджера назначат вовсе без согласования с ним, а сам он превратится в простого спикера райсовета.
Газета «Иваново-Вознесенск».