7 июня в 17.00 Ивановский художественный музей порадует своих поклонников. Он возвращает из запасников произведения классического искусства XVIII — XIX веков в формате крупного выставочного проекта.
Экспозиция представлена произведениями портретного жанра отечественных и иностранных мастеров. Среди изображённых — представители императорского дома и семейств высшей знати, дворяне из «выслужившихся» родов. Рядом с известными – безымянные лица. В галерею портретов, созданных признанными живописцами, включены и те, что создавались «домашними» мастерами, любителями всех сословий, малоизвестными живописцами, художниками «второго и третьего эшелонов».
«Россика» представлена произведениями немецких и французских мастеров: Б. Деннера, Ж.-Б. Лампи, Э. Виже-Лебрен, К. Барду, Ф. Кюнеля. Эталонный ряд искусства последней трети XVIII – первой половины XIX века составлен из шедевров, исполненных крупнейшими русскими живописцами: А.П. Антроповым, Ф.С. Рокотовым, М. Шибановым, Д.Г. Левицким, В.Л. Боровиковским, С.С. Щукиным, А.Г. Варнеком, В.А. Тропининым, К.П. Брюлловым.
Середина XIX века отмечена социализацией искусства, что проявилось в интересе к возрастным моделям и народным типажам. «Народность» затронула в основном живописцев московской школы. Их произведения, а также талантливые портреты анонимных мастеров стали наглядными свидетельствами художественной жизни 1850-1860-х годов.
Произведения последней трети XIX века подчеркивают «музейный» характер сознания не только в общественной жизни России, но и в частной. С натуры, с помощью гравюр и по фотографиям создавались многочисленные портреты для общедоступных музеев, ведомственных галерей и домашних собраний. По заказу П.М. Третьякова В.Г. Перов написал А.Ф. Писемского; по желанию вдовы И.Н. Крамской изобразил князя В.А. Черкасского. В портретной галерее частного музея в Воронеже до 1913 года находился портрет его владельца, дрессировщика А.Л. Дурова, исполненный И.С. Галкиным.
Демократический портрет представлен передвижническими «типами» и образами «новых людей» – «Сестра милосердия» Н.А. Ярошенко, «Женщина-врач» И.Е. Репина, «Сборщик на храм» В.В. Князева. Волной интереса к национальной теме, исторической археологии и этнографии продиктовано обращение художников последней трети XIX – начала XX столетия к «костюмированному» портрету или портрету-жанру.
Завершают экспозицию произведения классиков портрета рубежа веков: К.Е. Маковского, В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, Н.П. Богданова-Бельского.