Немного о плёсской действительности и плёсских мифах.

Историческая экспозиция откроется в конце 2012 года в здании Присутственных мест Плёсского государственного музея-заповедника, где завершаются реставрационные работы. Её основным содержанием станет демонстрация на основе музейных коллекций и реконструкций древнейшей истории Ивановского края (с эпохи мезолита до начала XVII века, включая период Смуты). Доминирующее положение в экспозиции займёт город Плёс, в истории которого отразились все события того периода, связанные с территорией современной Ивановской области, обещает пресс-служба областной администрации. Выставка расположится в цокольном этаже со сводчатыми потолками.

Кроме того, в Плёсе заканчивается капитальный ремонт исторического здания, где разместится «Левитан-холл» (концертный зал, конференц-зал и т.д.) и реставрация деревянной Воскресенской церкви, которая считается прообразом одного из самых значимых пейзажей Исаака Левитана и русских пейзажей вообще — «Над вечным покоем».

На самом деле это миф.

«Над вечным покоем» написан Левитаном на озере Удомля под Вышним Волочком, а церковка на полотно перенесена художником с эскиза «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», который написан с Петропавловской церкви, которая, увы, сгорела в 1903-м году. Воскресенская церковь (1699 г.) перенесена в Плёс в 1982 году из села Билюково Ильинского района Ивановской области.

Миф легко разоблачается простым сравнением картины «Над вечным покоем» и Воскресенской церкви, у которой куда более крутая крыша. Разоблачение, однако, не умаляет красоты ни пейзажа, ни сохранившейся древней церкви, ни мифа. Пожалуй, так даже интересней.