Еще немного о скандале вокруг "Кранэкса".

В конце марта в течение нескольких дней в отдельных средствах массовой информации проходила активная атака на действия ивановской таможни в отношении машиностроительной компании «КРАНЭКС». Репортажи, наполненные благородным негодованием, развернутая статья, направленная против ивановских «бюрократов от таможни», масса предположений о заказанности действий таможенников. Стоит прояснить суть вопроса. С чего, собственно, все началось.

16 марта предприятие ЗАО «КРАНЭКС Лизинг» подало в ивановскую таможню декларацию на поступивший в его адрес товар, который был заявлен как редуктор (некоторых технических подробностей, к сожалению, не избежать). Декларирование товара предполагает заявление в таможенный орган достоверных сведений о поступающих товарах. Собственник товара обязан уплатить причитающиеся таможенные платежи в соответствии с установленными правилами. Достоверному декларированию федеральная таможенная служба придает в настоящее время одно из основополагающих значений. В результате недостоверного декларирования государственная казна может недополучать значительные суммы. На каждый товар, ввозимый в страну, правительство РФ устанавливает ставки пошлин, исходя из экономически обоснованных решений. Недостоверно декларируя товар и уплачивая более низкие пошлины, собственник может сокращать свои расходы и увеличивать свою прибыль. ЗАО «КРАНЭКС Лизинг» заявил 5% ставку, вместо причитающихся 10%. Разница – в сотнях тысяч рублей. Налицо состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность. И 28 марта таможней было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «КРАНЭКС Лизинг», вследствие чего означенный товар – редукторы – был изъят как предмет нарушения, имеющий значение доказательства по делу. Выпуск товара под обеспечение уплаты пошлин, на чем настаивал директор по логистике ОАО «МК «КРАНЭКС», в данном случае был невозможен, так как в соответствии с КоАП России судьба доказательств будет решена только при вынесении постановления по делу.

Надо отметить, что различных комплектующих к экскаваторам пришло и оформлено за три месяца – 38 партий. Задержана же была из них только одна. И основания для этого были. На страницах газеты «Иваново-Вознесенск» подробно описано, с чертежами, что спорный мотор в поворотном редукторе занимает всего двадцать процентов от веса (!) всего изделия. Но почему отправной точкой стал вес изделия? Существует правило, по которому многокомпонентные товары должны классифицироваться по материалу или компоненту, придающему товару основное свойство. В данном случае – это гидравлический мотор. И судя по объяснениям, полученным от «КРАНЭКС Лизинг», там об этом было известно. Но предприниматели интерпретировали ситуацию с выгодой для себя – ставка пошлины-то ниже в два раза.