Татьяна Яковлева решила разобраться с работой Фонда обязательного медстрахования на ивановском примере.

<p>8 июня депутат Госдумы Татьяна Яковлева проведет в Иванове выездное заседание руководимого ею думского комитета по здравоохранению по весьма насущной и злободневной теме, которая официально сформулирована так: «О типичных нарушениях территориальных фондов обязательного медицинского страхования в использовании финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования». В качестве примера выбраны, разумеется, примеры ивановского ТФОМС. Вот пресс-релиз, разосланный перед заседанием. Текст довольно длинный, но любопытный.</p><p>«С 9 по 19 марта 2004 года Контрольно-ревизионным управлением Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее ФОМС) проведена плановая проверка исполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и использования средств обязательного медицинского страхования Территориальным фондом обязательного медицинского страхования по Ивановской области (далее — Фонд) за 2003 год. Основное внимание при проведении проверки уделялось вопросам нерационального, нецелевого и незаконного использования средств обязательного медицинского страхования.</p><p>Как известно, виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, определены Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Программа включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.</p><p>Базовая программа осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, объем предоставляемой медицинской помощи, по которым не может быть меньше объема, установленного базовой программой.</p><p>Однако, как отмечено в Отчете о деятельности Федерального фонда ОМС за 2003 год, практически во всех субъектах Российской Федерации финансовые средства на финансирование территориальных Программ госгарантий, в том числе и территориальных программ ОМС утверждены с дефицитом. В результате во многих субъектах Российской Федерации стоимость единицы объема медицинской помощи очень низкая и не покрывает реальные затраты учреждений здравоохранения по всем статьям расходов за оказанную медицинскую помощь, что отрицательно сказывается на качестве оказанной медицинской помощи и доступности для населения бесплатной медицинской помощи. К числу таких субъектов Российской Федерации относится Ивановская область. Планируемый дефицит финансового обеспечения расчетной стоимости территориальной программы ОМС составил 549398,2 тыс. рублей, или 43,8 процента.</p><p>По результатам проверки было установлено:</p><p>Правлением Территориального фонда ОМС по Ивановской области с превышением полномочий в проверяемом периоде принимались следующие решения: о выдаче средств медицинским учреждениям на возвратной основе и о реструктуризации долга по выданным Фондом займам медицинским учреждениям; об индексации тарифов, дополнительном финансировании на медикаменты за счет субвенций ФОМС; о финансировании заработной платы медицинским учреждениям по смете, о выделении средств медицинским учреждениям на подготовку специалистов, изготовление бланков медицинской документации, приобретение вычислительной техники. Форма договора на предоставление медицинских услуг по ОМС, применяемая на территории Ивановской области при отсутствии страховых медицинских организаций, не утверждена нормативными правовыми документами Ивановской области.</p><p>В составе Территориальной программы ОМС Ивановской области отсутствует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий, а в составе Программы государственных гарантий Ивановской области в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 года № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» отсутствует Перечень дорогостоящих видов медицинской помощи, подлежащих оплате за счет бюджетных средств. В тоже время в утвержденную стоимость Территориальной программы ОМС неправомерно были включены расходы на подготовку специалистов медицинских учреждений для работы системы ОМС, приобретение вычислительной техники для медицинских учреждений и изготовление типографских бланков медицинской документации на общую сумму 2000,0 тыс. рублей.</p><p>В составе Территориальной программы ОМС Ивановской области на 2003 год в утвержденных объемах медицинской помощи допущены отклонения от утвержденных федеральных нормативов. По амбулаторно-поликлинической помощи объем помощи составил 7717,2 при нормативе 8458 посещений, стационарная помощь 2887,2 койко-дней при федеральном нормативе 1942,5, дневные стационары – 477,5 дней при федеральном нормативе 619 дней. В результате при расчетной стоимости территориальной программы ОМС по Ивановской области на 2003 год в сумме 1254,3 млн. руб., утвержденная стоимость составляет 704,9 млн. рублей, или 56,2 процента от потребности. </p><p>В нарушение Положения о комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, утвержденном как приложение к Правилам ОМС Ивановской области, индексация тарифов проводилась в 2003 году правлением Фонда за счет средств субвенций и носила разовый характер в пределах определенного размера средств.</p><p>При внесении изменений в бюджеты муниципальных образований в части увеличения сумм страховых взносов на ОМС неработающего населения на сумму 12334,8 тыс. руб., в бюджет Фонда изменения не вносились.</p><p>При разработке доходной части бюджета Фонда единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности утверждены в бюджете Фонда на 2003 год, исходя из расчетных данных Фонда, а не в соответствии с прогнозными данными Управления Министерства по налогам и сборам Ивановской области, что привело к факту выполнения поступлений по данным налогам в 3,9 и 2,8 раз соответственно.</p><p>Формирование нормированного страхового запаса (НСЗ) бюджетом Фонда не предусматривалось. Однако в проверяемом периоде Фондом на эти цели направлено средств в сумме 104000,0 тыс. рублей. В нарушение действующего законодательства, средства НСЗ хранятся на расчетном счете в коммерческом инвестиционном банке. Остаток средств на этом счете на конец 2003 года составил 30 млн. руб.</p><p>При дефиците финансового обеспечения Территориальной программы ОМС Фондом осуществлялась кредитная деятельность, которая не отражалась на субсчете 134 «Краткосрочные финансовые вложения».</p><p>По результатам проверок медицинских учреждений сумма нецелевого использования средств ОМС по состоянию на 01.01.2004 года, включая средства, подлежащие восстановлению по результатам проверок прошлых лет, составляет 3275,6 тыс. рублей.</p><p>В проверяемом периоде Фондом начислено пеней на задолженность, выявленную документальными проверками в 2001 году, в размере 69971,5 тыс. рублей, фактически средства в счет уплаты пеней не поступали. Задолженность за плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения по состоянию на 01.01.2004 года составила 716774,9 тыс. рублей, в том числе пени – 373245,2 тыс. рублей. Арбитражная практика по взысканию задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения и финансовым санкциям не применялась.</p><p>При дефиците Территориальной программы ОМС Фондом в 2003 году направлено медицинским учреждениям сверх оплаты счетов за оказанные медицинские услуги дополнительное финансирование на общую сумму 31336,0 тыс. рублей, которые были направлены на оплату труда с начислениями, на приобретение медикаментов, на создание резерва лекарственных средств на лечение атипичной пневмонии, на приобретение вакцин против краснухи и гепатита, на приобретение медикаментов для больных с хронической почечной недостаточностью, находящихся на гемодиализе.</p><p>В 2003 году территориальным фондом Ивановской области получено субвенций Федерального фонда ОМС на сумму 53139,1 тыс. рублей.</p><p>В нарушение Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан, утвержденного ФОМС и приказа ФОМС «О мерах по обеспечению контроля за целевым использованием средств субвенций ФОМС» средства субвенций ФОМС дополнительно сверх оплаты счетов за медицинские услуги направлены медицинским учреждениям в сумме 20650,6 тыс. рублей.</p><p>Проверка правильности оформления товарных накладных, подтверждающих получение медицинского оборудования медицинскими учреждениями по выделенным субвенциям ФОМС показала, что некоторые из них заполнены не в соответствии с унифицированной формой № ТОРГ-12 – отсутствуют печать учреждения, реквизиты доверенности, по которой получен груз, и т.п.</p><p>Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год» установлено, что субвенции в случае их нецелевого использования подлежат возврату в бюджет Фонда в сроки, устанавливаемые правлением Фонда. В соответствии с приказом ФОМС от 07.05.2003 года № 30 Контрольно-ревизионное управление ФОМС предложило Управлению бухгалтерского учета и отчетности направить в адрес Ивановского территориального фонда ОМС Уведомление о возврате средств субвенций ФОМС, использованных не по целевому назначению. </p><p>Результаты проверки Территориального фонда ОМС по Ивановской области выявили ряд типичных ошибок и нарушений. Это подтверждают итоги проверок деятельности ряда территориальных фондов ОМС, проведенные Контрольно-ревизионным управлением Федерального фонда ОМС в 2003 году. В перечне наиболее часто встречаемых нарушений :</p><p>частичное несоответствие нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации по ОМС соответствующему федеральному законодательству;</p><p>включение в систему ОМС медицинских учреждений, не имеющих лицензий на осуществление медицинской деятельности;</p><p>ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательств по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения;</p><p>нарушение порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения;</p><p>несоответствие территориальных программ ОМС субъектов Российской Федерации базовой программе ОМС граждан Российской Федерации: по структуре, объемам и видам медицинской помощи, нарушения порядка их утверждения, утверждение стоимости программы с дефицитом от потребности;</p><p>нарушения в формировании и исполнении бюджетов территориальных фондов ОМС;</p><p>нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования: направление средств ОМС организациям не являющимся субъектами обязательного медицинского страхования; на мероприятия, не предусмотренные бюджетом территориального фонда ОМС; на цели, не связанные с обязательным медицинским страхованием».</p><p></p>