<p>В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. В результате безопасность государства, его общественно-политических институтов, организаций и граждан включает в настоящее время в качестве обязательной составляющей информационную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распространения. </p><p>К началу 90-х годов основанная на принципах тоталитарной закрытости система защиты государственной тайны безнадежно устарела. Экономика России перестроилась, появилось множество АО с участием иностранного капитала, крупные объединения раздробились на мелкие структуры различных форм собственности. Одновременно в обществе возникали наивные иллюзии относительно возможности новых, едва ли не братских отношений со вчерашними внешнеполитическими противниками. При этом, однако, активность иностранных разведок ничуть не снизилась, что вполне естественно, если вспомнить слова основателя ЦРУ А.Даллеса: «Есть дружественные страны, но нет дружественных спец-служб».</p><p>Таким образом, потребовались коренные изменения в подходе к организации работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну. Было необходимо создать новую систему защиты информации, основанную на балансе интересов государства, общества и отдельного гражданина, соответствующую современным политическим и экономическим реалиям.</p><p>Кардинальная перестройка системы защиты охраняемых государством сведений началась с принятием в 1993 году Федерального закона «О государственной тайне». Статья 27 закона ввела в действие один из важнейших механизмов управления допуском к государственной тайне и ее защитой – лицензирование предприятий на право выполнения соответствующих работ.</p><p>Выдача лицензий осуществляется на основании результатов специальной экспертизы и государственной аттестации руководителей. В ходе экспертизы исследуется фактическое состояние работ по защите информации на лицензируемом объекте, уровень квалификации работников, соответствие установленного порядка защиты требованиям нормативных документов, а также прогнозируется способность предприятия нормально функционировать в период срока действия лицензии. </p><p>Специальная экспертиза должна не только фиксировать недостатки и нарушения, но и предупреждать их возникновение, выявляя и устраняя ошибки и слабые места в организации и фактическом обеспечении работ, ставить задачи по анализу причин возникновения и поиску путей устранения типовых проблем в сфере защиты государственной тайны.</p><p>В нашей области подлежащих лицензированию объектов довольно много, и около 75% из них лицензию уже имеют. На предприятия, не прошедшие лицензирование, доставка секретной корреспонденции не производится. В настоящее время на законодательном уровне рассматривается вопрос об определении меры ответственности руководителей объектов, работающих без лицензии.</p><p>Заявления на получение лицензий подаются в Управление ФСБ России по Ивановской области. На их основании проводится спецэкспертиза предприятий-заявителей комиссией сотрудников УФСБ. Размер платы за рассмотрение заявлений составляет 10 МРОТ (средства поступают в федеральный бюджет). Проведение спецэкспертизы и госаттестации руководителей оплачиваются предприятиями дополнительно.</p><p>Государственная аттестация руководителей проходит в форме собеседования по перечню вопросов, разработанных Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Аттестуемый обязан знать основные требования нормативно-методических документов по организации режима секретности, противодействию иностранным техническим разведкам, защите информации от утечки по техническим каналам.</p><p>По результатам проведения спецэкспертизы предприятия и госаттестации их руководителей экспертная комиссия УФСБ принимает решение о выдаче (либо отказе в выдаче) разрешения на работу со сведениями, составляющими гостайну, а также о приостановлении действия или аннулировании имеющихся лицензий. </p><p>В зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения охраняемых сведений, устанавливаются три степени секретности государственной тайны и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Допуск руководителей и сотрудников осуществляется по трем формам – первой, второй и третьей. При этом круг работников предприятия, допущенных к гостайне, строго ограничивается. </p><p>При допуске к сведениям особой важности и совершенно секретным может быть временно ограничено право гражданина на выезд за рубеж. Однако большинству людей, работающих с секретной информацией, оформляется допуск по третьей форме без каких-либо ограничений в праве на выезд.</p><p>Необходимо подчеркнуть: к лицензированию предприятия всех форм собственности обязывает закон. Однако помимо государственной тайны существуют еще коммерческие и прочие секреты, которые предприятия вынуждены защищать самостоятельно, порой непрофессионально. Поэтому по возникающим вопросам, касающимся организации защиты информации (тайны), лучше всего проконсультироваться у специалистов группы по лицензированию и защите государственной тайны Управления ФСБ по Ивановской области (тел. 37-80-15). </p><p></p><p>Группа общественных связей</p><p>08.05.2001</p>