Не ищите в этом тексте причинно-следственных связей. Их нет за отсутствием достаточной для выстраивания связей информации. Но всё тайное когда-нибудь становится явным. А пока просто набор фактов.
Работникам ивановского 308-го Авиационного ремонтного завода с сентября перестали выдавать зарплату. Когда платежи возобновятся никто не знает. Головное предприятие 308-го АРЗ – московское АО «Авиаремонт», контролируемое министерством обороны РФ. 308-й специализируется на обслуживании и ремонте военно-транспортной авиации, поскольку, в том числе, на ивановском военном аэродроме «Северный» базируется 610-й центр боевого применения и переподготовки лётного состава военно-транспортной авиации МО РФ.
Отсутствие зарплаты на оборонном предприятии во время проведения специальной военной операции на Украине и формировании государственного бюджета с учётом, прежде всего, военной составляющей, выглядит событием чрезвычайным.
***
В октябре 2025 года вступило в силу судебное решение по иску ПАО «Ил» к АО «308 Авиационный ремонтный завод», согласно которому ивановский завод должен выплатить «Илу» 186,5 млн рублей долга, включая штрафные санкции и судебные расходы. История началась ещё в 2020-м году, когда «Ил» авансом перечислил «308-му» деньги по госконтракту на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту самолётов военно-транспортной авиации. Чуть позже выяснилось, что перечислил лишку, теперь вот этот излишек «308-й» должен вернуть. При гособоронзаказе практика авансирования подрядчика максимальной суммой с последующим перерасчётом и возвращением излишних денег – общепринятая.
Для министерства обороны эти 186,5 млн руб. всё равно, что кот чихнул. Однако же их почему-то никто не спешит перечислить от одного оборонного предприятия другому. Есть сведения, что дело идёт к банкротству «308-го».
***
12 марта 2024 года неподалёку от «Северного» во время тренировочного полёта потерпел катастрофу военно-транспортный Ил-76, погибли все находившиеся на борту 15 лётчиков, основной и резервный экипажи.
Бывает, что расследования причин авиакатастроф идут годами, но за минувшие более чем полтора года можно было бы огласить хотя бы промежуточные результаты, касаемые ивановской трагедии. В России вообще принято засекречивать не столько военные тайны, сколько головотяпство. Будь возле «Северного» самум, или косяк перелётных пеликанов, или украинский диверсант, гражданам это давно бы огласили. Но при взлёте у Ила загорелся один из двигателей. Скорее всего потому, что самолёт давно не ремонтировался.
