Традиционная десятка самых значимых ивановских событий ушедшего года по версии «Курсива». Часть 1 здесь.
6. 4 июня 2024 года по собственному желанию ушёл с поста мэра Иванова Владимир Шарыпов, отслуживший городу почти 8 лет. За месяц до ухода, 26 апреля, областная прокуратура обнародовала информацию «о наличии системных нарушений в работе администрации г. Иваново». Так что «собственное желание» отставки, это скорее желание облпрокурора Андрея Жугина, чем Шарыпова. Губернатор Станислав Воскресенский, провожая Шарыпова, уверял, что тот ещё пригодится на другом высоком казённом посту. Как всегда врал, чтобы все думали, что увольняет мэра облцентра губернатор, а не облпрокурор. Нигде Шарыпов не пригодился. А был хорошим мэром. Для журналистов так даже отличным. Только чуть похуже блистательного Валерия Троеглазова. Фантазёр и сибарит. То, что он там по прокурорским проверкам напортачил – это текучка, которая течёт точно так же и сейчас, при новом мэре. Никаких значительных провалов при Шарыпове в городе не случалось, разве что кусок набережной Уводи обрушился в речку, но утки не пострадали. Зато Шарыпов строил памятник ширинке, получал по башке битой, так, что ломалась бита, а не голова, дрался с депутатами. Не врал и не делал пакостей, как делает тот же губернатор. Сплавлял в областную собственность проблемные городские активы, поскольку был в меру ленив. Новый мэр Александр Шаботинский вряд ли получит битой и смотрит Воскресенскому в рот. Значит, горожанам следует ждать неприятностей.
7. 11 сентября 2024 года Ленинский районный суд г. Иваново огласил приговор по «делу врачей», самому интересному ивановскому уголовному процессу последнего времени. Директор областного депздрава Артур Фокин, его зам Алексей Буянкин и бизнесмен Юрий Ельчанинов получили условные сроки, хотя по задумке УФСБ, задержавшего врачей и ведшего следствие, процесс ожидался показательным разоблачением врагов народа, наживавшихся на его страданиях во время пандемии. Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что кислородные концентраторы покупались по обычной рыночной цене, а «завышенная» выдумана экспертом следствия. Фокин с Буянкиным, напротив, сумели обеспечить ивановские больницы концентраторами в период ажиотажа. Приговор, по совести, должен бы быть оправдательным. Условные сроки – соломоново решение судебной системы, находящейся под влиянием ФСБ.
8. Порадовал неравнодушную публику глава Заволжского района Вячеслав Молодов своей схваткой в несколько раундов на правовом ковре с прокуратурой. Молодов – это типаж предпринимателя закалки ещё 90-х годов, получившего власть для того, чтобы тянуть всё на себя, полагая при этом, что так оно правильно и нужно, по-хозяйски. В определённом смысле – антипод Шарыпова. Забрал под свои фирмы, оформленные на прямых родственников, весь муниципальный заказ. Плевал на юридическое понятие «конфликт интересов», за что районный Совет 8 апреля 2024 года получил от райпрокуратуры представление с предложением уволить главу района в связи с утратой доверия. Тут-то и сказалась молодовская хозяйская хватка, выяснилось, что он прибрал к рукам не только муниципальный заказ, но и муниципальный Совет. Депутаты долго тянули с рассмотрением прокурорского представления, потом отклонили его. Потом судебным решением, включая апелляционную инстанцию, Молодов всё-таки был уволен в связи с утратой доверия, но пока тянулись суды, он успел уволиться по собственному желанию, стал замом у своего зама, чуть-чуть посидевшего в кресле главы, и Совет опять назначил Молодова главой района в ранге врио. Прокуратура по второму разу направила Совету представление, Совет продолжил измываться над надзорным органом, опять уволив главу не в связи с утратой доверия, а по собственному желанию. История ещё не закончена, но уже сейчас её можно назвать образцом демократии российского варианта.
9. 11 июля 2024 года сотрудниками УФСБ были задержаны два зампреда правительства Ивановской области, Ирина Эрмиш (социальная сфера) и Сергей Зобнин (развитие инфраструктуры) по обвинению в превышении должностных полномочий. 6 сентября Эрмиш по ходатайству следствия была выпущена из СИЗО под домашний арест, из чего можно сделать вывод, что она со следствием сотрудничает, чего не скажешь о Зобнине. Фабула дела проста – чиновники «обеспечили коммерческой фирме преимущественное право на заключение 22 государственных контрактов по капитальному ремонту объектов социальной сферы на общую сумму более 850 млн рублей». Фирма называется «Жилстройцентр» и принадлежит шурину Зобнина Дмитрию Федулову, который, как и Зобнин, с июля прошлого года пребывает под арестом. Окончание следствия и начало суда ожидаются к февралю. Посмотрим, как в этот раз сработало следствие.
10. Выборы президента России (15 – 17 марта 2024 года), сами по себе не представляющие новостного интереса ввиду формальности процесса, в Ивановской области ознаменовались двумя локальными победами неформальных протестных групп. Поскольку протесты прошли в период избирательной кампании, то напугали региональные власти, не поводами, конечно, а политической ответственностью перед Москвой. Приостановлены проекты строительства для областного центра нового большого кладбища под Бибиревом (Ивановский район) и нового большого полигона ТБО под Китовом (Шуйский район). И кладбище, и полигон Иванову крайне необходимы. Проект Бибиревского кладбища, возможно, будет возобновлён, проект Китовского полигона вряд ли, власти ищут другое подходящее место.