Информационная суматоха, поднятая громким падением военно-транспортного Ил-76 под Ивановом, улеглась, можно подводить некоторые промежуточные печальные итоги.
Что известно точно.
Около 12.30 12 марта с ивановского военного аэродрома «Северный» взлетел Ил-76. Почти сразу после взлёта у самолёта загорелся один из четырёх двигателей. Командир судна принял решение возвращаться на «Северный» и совершать аварийную посадку, о чём он и доложил диспетчеру. Самолёт благополучно выполнил разворот, стал снижаться, но, не дотянув примерно 2 км до ВПП, около 12.45 упал в лесопосадку приаэродромной территории и взорвался. Все находившиеся на борту люди погибли.
Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил полётов, повлекшем гибель людей. ВКС и военное следственное управление проведут свои расследования причин катастрофы, о результатах которых вряд ли расскажут общественности.
Поэтому всё остальное известно неточно. Так, видимо, и останется на долгое время.
Куда направлялся самолёт? МО заявило, что выполнялся тренировочный полёт. Из чего можно сделать вывод, что самолёт не летел к зоне боевых действий и не вёз туда соответствующий груз. Это если верить МО, которое, как минимум ошиблось в другой части своего сообщения, о чём ниже. Что в остальном подразумевает под собой эвфемизм «тренировочный полёт» в этом конкретном случае – неизвестно, но борт, надо полагать, не собирался покружить и вернуться в Иваново.
Из-за чего загорелся двигатель? Приоритетная версия — некачественная предполётная подготовка (незамеченная техническая неисправность двигателя). Менее вероятна птица, попавшая в воздухозаборник. Возможность умышленной порчи двигателя перед полётом если и рассматривается комиссиями, то, видимо, как крайне малоправдоподобная.
Почему самолёт упал? Ил-76 вполне мог благополучно приземлиться и с тремя работающими двигателями, но пожар оказался слишком сильным, разрушив другие важные части конструкции, в том числе крыло.
Сколько человек было на борту? МО в единственном своём сообщении о катастрофе говорило о 15: 8 членов экипажа и 7 пассажиров. Потом выяснилось, что погибли 16 человек, некоторые вроде бы были «зайцами», т.е., не зарегистрированными пассажирами, из-за чего могла произойти ошибка официального релиза. 15 или все 16, надо полагать, военные пилоты. Из Оренбурга и Твери. Сам борт базировался в Тверской области. Возможно, летели двумя составами экипажа, основным и «пассажирским», чем можно объяснить тренировочный профиль полёта. Кто конкретно пилотировал Ил в момент трагедии, не сообщалось, хотя вероятнее всего это были тверичи.