Национальное проектирование

За исполнение национальных проектов в России отвечает президент. На то проекты и национальные. Но президент за всеми стройками страны усмотреть не может при всей своей вездесущности. Поэтому он передоверяет присмотр правительству. То тоже из столицы не может за всем присматривать, может только деньги на нацпроекты выделить и дальше передоверить наблюдение губернаторам. Губернаторы уже вполне могут быть ответственными за все нацпроекты, осуществляемые на вверенной территории. Особенно, если территория не очень велика, как, например, Ивановская область. Но губернаторы обыкновенно опять передоверяют своему, региональному правительству. То – муниципалитетам. И муниципалитеты ищут подрядчиков, которые, перехватив казённых деньжат, обращаются к субподрядчикам. Получается ровно семь нянек. Схема, конечно, может быть и короче, но классическое число – семь.

Далее дело за ревизором. Его либо нет, и тогда национальные проекты не исполняются годами после итогового набора семёрки, если не считать дурилок картонных, вроде сколачивания фанерных ФАПов, возведения пергол из дров или покраски детских садиков в цветочек. Либо ревизор есть. Тогда национальные проекты всё равно не исполняются, но начинается поиск виновных в этом.

До недавних пор в Ивановской области ревизора не было. Нацпроекты чинно-благородно покрывались пылью и мхом. Но вот явился новый областной прокурор, и посыпались заведения уголовных дел о халатности. Пока, правда, только по самим печальным фактам просрочки строительства (капитального ремонта) школ и больниц (поликлиник). Конкретные фигуранты или ещё не определены следствием, или определены не окончательно. Прыгать следствию выше няньки губернаторского уровня вряд ли уместно, а такую высоту вполне можно попробовать взять. Хотя, скорее всего, всё ограничится субподрядчиками и муниципалитетами. После вынесения приговора какому-нибудь завхозу можно будет отчитаться в верха, что такой-то нацпроект почти выполнен.