Загадки песчаных карьеров

Федеральные СМИ из не самых солидных сообщили о заведении уголовного дела против директора ивановского областного комитета по лесному хозяйству Михаила Яковлева за превышение должностных полномочий. (Существуют ли сейчас в России солидные федеральные СМИ в принципе, вопрос дискуссионный, но заметка не об этом).

Суть информации сводилась к следующему. Якобы в 2019 году Яковлев незаконно санкционировал аренду участка земли в фурмановском лесничестве для компании «Хромцовский карьер». Та извела лес и до 2020-го (всего примерно полгода) добывала на участке песок и щебень. Приведена и величина предполагаемого ущерба государству – 109 млн руб.

Надо сказать, ивановское ООО «Хромцовский карьер» – предприятие несамостоятельное, принадлежит большому АО «Национальная нерудная компания», работающему не только в сфере карьерной добычи щебёнки и песка, но это её основная специализация, и карьеров у ННК много по всей стране.

Издание IvanovoNews попыталось прояснить ситуацию, но малоуспешно. В региональном следственном управлении ему заявили, что против Яковлева дел нет. Сам Яковлев ответил уклончиво, дескать, знает, откуда уши растут, а подробности излагать не хочет.

Между тем, в том же Фурмановском районе, возле деревни Фоминское, которая не очень далеко от Хромцова, небольшим ивановским ООО со схожим названием «Горно-рудная компания» велась разработка песчаного карьера с криминальным шлейфом как раз в 2019 году. Именно СК возбуждал уголовное дело по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) в связи с «незаконным вскрытием, снятием и уничтожением плодородного слоя почвы площадью в 30 тыс. кв. м». Позднее, в 2022 году, суд признал саму разработку законной и лицензированной, но незаконным захват смежного участка земли для навалов отработанного грунта. «Горно-рудную компанию» обязали очистить самовольно захваченный участок. И всё на том.

Очищен ли, и восстановлен ли, как положено, загаженный участок, неизвестно. Также неизвестно, чем закончилось то уголовное дело с тогдашней оценкой ущерба природе в 17 млн руб.