Автобус со сложным характером

Всё о пригородных ивановских автобусах.

Автобусная остановка. Дождь. «Умирает» зарядка на телефоне. Единственная маршрутка, которая может отвезти тебя домой, не пришла, и даже вызвать такси – проблема. Неприятная ситуация даже для горожанина. А для человека из района – почти тупиковая. В условиях, когда проблему ограниченной транспортной доступности регулярно приходится решать самому, многие жители Ивановского района живут годами.

Например, никогда не знают, приедёт за ними автобус № 118 или нет, жители Балахонок. «К нам ездит один и тот же водитель, – рассказывает заведующая Балахонковским ДК Елена Дементьева. – Может приехать, а может не приехать. Вот, например, завтра моей дочери ехать в Москву, и я совсем не уверена, что она сможет добраться до железнодорожного вокзала общественным транспортом. Придётся, наверное, вызывать такси…».

Таксисты в Балахонки тоже ездят неохотно. Цена поездки высокая (около 600 рублей), но далеко не каждый водитель хочет в одну из сторон ехать «пустым». Поэтому подобный заказ, сделанный в приложениях операторов, с высокой степенью вероятности будет отменён. Человек потеряет время и, возможно, получит порцию негатива от водителя, который из-за особенностей внутренней логистики может приехать по адресу, не зная конечной точки.

По этой причине жители Балахонок (очевидно, у многих других населённых пунктов с транспортными сложностями – тоже), договариваются либо друг с другом, либо с таксистами напрямую. «У меня есть номер водителя, который приезжает, когда нужно, берёт такие заказы, – говорит Елена Дементьева. – Но такси для меня как работника культуры – это недёшево. А ездить в город надо – в бухгалтерию, на совещания, по другим делам».

Из-за того, что люди привыкли договариваться с таксистами или со знакомыми на личных машинах, загруженность автобуса падает. Его водитель просто не хочет совершать полупустые рейсы. По словам жителей, может просто отказаться ехать. «Буквально на прошлой неделе ждали маршрут № 118 у железнодорожного вокзала с дочкой и маленькой внучкой, – продолжает Елена Дементьева. – Водитель подъехал и говорит: «Двоих не повезу». Но потом всё-таки согласился, сказал, только из-за ребёнка».

Бывает, что водитель самовольно меняет маршрут, рассказывают пассажиры. Например, едет только до Бунькова, а последние 5 км приходится преодолевать пешком. «В темноте бывает страшно, плюс сумки, возраст», – говорит Елена Дементьева. Или автобус может не прийти к железнодорожному вокзалу: возможно, водитель едет из дома более удобным ему путём, предполагают жители.

Перевозчик, который работает на маршруте № 118, – ООО «ВолгаТранс». «Когда я туда звонила, мне сказали, что маршрут – невыгодный, – рассказывает Елена Дементьева. – Но дело в том, что такой график работы просто отучил нас ездить на общественном транспорте». Получается замкнутый круг: транспорт не ходит, потому что мало пассажиров, а пассажиров мало, потому что рассчитывать на автобус  не приходится.

Похожие проблемы есть и у жителей других населённых пунктов Ивановского района. Например, транспортным чиновникам не раз поступали обращения по поводу работы маршрута № 135 Иваново – Железнодорожный. «Для меня это единственный транспорт, на котором я могу добраться дома, – пишет жительница Железнодорожного Татьяна Хрулёва.  – Стою на Почтовой, пролетела третья по счёту маршрутка. Махала, чем могла – ноль эмоций. Все маршруты останавливаются, притормаживают, эти летят посреди дороги». Жители говорят, что время прибытия маршруток непредсказуемо, поэтому из села почти невозможно выехать на общественном транспорте.

«Узнавала у разных водителей, ответ был: «График не совпадает с нашим режимом, мы всегда в разное время едем». Хорошо, в разное так в разное, но то, что в 20.00 последняя маршрутка летом, а зимой вообще их в это время не найти, –  это уже беспредел…».

Жители Беляниц рассказывают о нарушениях графика перевозчиком на 130-м маршруте. «Последний рейс по расписанию из д. Беляницы 20.30, а по факту в 19.00, – отмечает Евгений Вареников. – Иногда 19.20, а 19.40 – это вообще чудо. На мой вопрос, почему так, мне ответили, что им невыгодно из-за одного-двух человек ехать до д. Беляницы, поэтому доезжают только до м. Авдотьино. Это нарушение, по моим наблюдениям, с осени прошлого года происходит систематически».

Судя по обращениям, аналогичные ситуации возникают у пассажиров новоталицкого направления  («Ходят как хотят, после 19.00 не уедешь в сторону Ново-Талиц. 141 вообще не ходит»), жителей Богданихи («В графике движения маршрута 120 указано время интервалом 15 минут. По факту минимум по полчаса приходится стоять, сегодня стояла 40 минут»), Михалёва («121 автобус уже три месяца не ходит по утрам по второму графику»), Колянова, Чернореченского и не только.

Несмотря на то, что в Кохму идёт достаточно транспорта, очень много жалоб поступает именно по этому направлению. «Отвратительно выезжают на маршрут в выходные, сегодня уже час стою их нет, а людям на работу», – говорит Сергей Барышев про маршрут № 150 Иваново – Кохма. «Маршрут 150 ведёт себя, как хочется его водителям, – говорится в другом комментарии. – Сегодня в 18.50 автобус пролетел мимо остановки «Киноцентральный». Видимо, торопясь обогнать 13 маршрут, который перед ним причалил к остановке. В итоге пассажиры остались на остановке. И это не первый случай». Пассажиры говорят, что уехать в Кохму после 20.00 на маршрутке – большое везение.

Причины такой ситуации пассажирам чаще всего понятны: перевозчикам выгодны только полные автобусы, водители устраивают гонки друг с другом и не стремятся оставаться на линии, когда пассажиров становится мало. Ведомства, осуществляющие контроль, ограничены в своих инструментах воздействия на частников.

Далее по Ивановскому району.

Ермолино обязано своим возникновением развитию транспорта: населённый пункт появился в 1871 году при строительстве железнодорожной линии. А вот с автобусным сообщением бывают сложности. Как говорят пассажиры, автобус № 101 часто следует не по графику или меняет маршрут. «То рейса нет, то  вообще «круиз родные просторы»: нужно помнить где пойдёт – через областную больницу или через Меланжевый, напрямик в Ермолино или ещё и в Дунилово заедет, удлиняя время в пути», – говорит Светлана Жаркова. «Маршрут 101 – как привидение – не знаешь откуда, когда и вообще придет ли! – поддерживает Елена Юсупова. – Все население деревень работает в Иванове, и больше в город доехать не на чем. А зимой только один раз в день в город, а обратно – как хотите, так и добирайтесь домой»

Проходящих автобусов в Ермолине в силу географии нет.

Деревня Песочнево в Беляницком поселении – тоже локация, крайне неудобная для тех, кто пользуется общественным транспортом. С облцентром её связывает маршрут № 103. Некоторое время назад единственный автобус, которым пользовались жители, ходить к ним перестал. «Раньше у нас был перевозчик Морозов, – рассказывает жительница Песочнева Любовь Дзиова. – Автобус отлично работал, практически без перебоев. Конечно, иногда случались накладки, но, зная, что для нас это единственный транспорт, кондуктор была на связи с нами и всегда предупреждала, если в нужное время автобуса не будет». Благодаря личному знакомству с кондуктором (такова особенность населённых пунктов, куда ходит мало транспорта) люди всегда были спокойны за своих детей. «Дети есть дети, и мы, родители, знали, что если они, допустим, забудут деньги, никто их из автобуса не высадит. Более того, кондуктор могла проконтролировать ребёнка, написать, что всё хорошо, дочка вышла из автобуса, пошла в школу», – говорит Любовь.

По словам других жителей, иногда автобус ломался, мог выехать на пять-семь минут раньше положенного, иногда проезжал мимо четырёх населённых пунктов: Говядово, Дьяково, Кривцово и Песочнево. «Была у меня такая ситуация, что я приехала на железнодорожный вокзал, жду своего автобуса и вижу: наш 103-й, даже не заезжая на остановку, проезжает мимо», – говорит жительница Песочнева Алена Королёва.

Но в целом работа и маршрут 103-го автобуса людей устраивали. До тех пор, пока привычный знакомый автобус приезжать перестал. Затем стал приезжать другой.

«Нам дали временного перевозчика, но автобус ужасно грязный, – говорит Любовь Дзиова. – Очень бы хотелось, чтобы вернулся прежний перевозчик». «По информации департамента перевозчик не забрал свидетельство на маршрут, таким образом, отказавшись дальше ездить. Сейчас есть предварительная договорённость с другим перевозчиком, затем будет объявляться конкурс», – сообщил жителям глава Беляницкого поселения Антон Дегтярь. Жителям предложили направить свои обращения по поводу маршрута в департамент транспорта.

Маршрут 103 – короткий и, вероятно, невыгодный для перевозчиков. Чем закончится история, пока неясно. «Если 103-й совсем перестанет ходить, это будет, конечно, катастрофа», – говорит Алена Королёва.

Есть своя транспортная боль и в Чернореченском. Причём эта история любопытна своими неожиданными поворотами. В один прекрасный летний день жители обнаружили в салоне автобуса № 117 непривычную схему движения. «В автобусах была размещена схема движения 117 автобуса в сторону с. Чернореченский через Ново-Талицы, – рассказывает Галина Яблокова. – Такой маршрут неудобен, поэтому появились вопросы». Ответ казался очевидным: если схемы изменяют, значит, это кому-нибудь нужно. Вероятно, перевозчик добился изменений в маршруте ради повышения рентабельности. Но водители в автобусах отвечали пассажирам, что это просто… ошибка. И на удивление департамент транспорта эту информацию подтвердил. «Действительно, после проведённого обследования схема была признана неверной, – сообщили в ведомстве. – На сегодняшний день внесены необходимые поправки, которые помогли наладить маршрутную сеть».

«Фактического изменения маршрута движения автобусов не было, то есть и проблемой это не стало, – говорит Галина Яблокова. –  А вот то, что в работе 117 автобуса бывают сбои – это давняя «головная боль»  жителей нашего села, справиться с которой не в силах даже региональные власти». Обычно автобус ходит с получасовыми интервалами и двумя часовыми перерывами в обеденное время. Но иногда он просто не приходит, и вот тогда время ожидания вырастает как минимум до часа, а с перерывом и до полутора.

«Чернореченский так расположен, что кроме 117-го  автобуса другим общественным транспортом добраться сюда просто невозможно, – рассказывает жительница села Галина Яблокова. – До других ближайших маршрутов пешком идти нужно не менее часа. Понятно, что и пассажиропоток в нашем направлении невелик, поэтому получасовые интервалы в движении автобуса и два перерыва по часу в обеденное время мы считаем оправданными. И расписание – это даже удобно (можно точнее планировать свой день), если бы оно не нарушалось. А это происходит, увы, регулярно».

Если  автобус не приходит в назначенное время, то на следующий рейс пассажирам можно рассчитывать только через полчаса. Попадая под перерыв, ты теряешь час.

«Получаются опоздания на работу и учёбу, по другим вопросам. Да и погода не всегда располагает к длительным вынужденным «прогулкам» на остановках», – объясняет Галина Яблокова.

Чтобы как-то себе помочь, жители создали чат в Viber, куда пригласили диспетчера 1-го и 3-го графиков (всего графиков четыре). Сами пассажиры с помощью чата передают друг другу информацию, есть ли на линии тот или иной автобус. «Расписание знаем не только по времени, но и в разрезе четырёх графиков, когда какой должен быть», – делится Галина Яблокова транспортными деталями жизни в районе.

Сейчас в чате около 350 человек. Периодически, как и всегда, когда речь идёт об общественном транспорте, звучат эмоциональные высказывания. Модератор их старается удалять, потому что понимает: диспетчер тоже не может единолично решить проблему.

Большая проблема состоит в том, что маршрут обращений жителей по поводу нерегулярной работы транспорта как будто закольцован. Автобус не приходит, люди обращаются, департамент проводит проверку, перевозчик объясняет ситуацию. И все остается, как было.

Газета «Наше слово».