Как морочат кинешемцев. София Познанская, советник губернатора Ивановской области, резидент КБ «Стрелка» о «стрелочной» реконструкции центральной площади города:
«Такелажные лабазы входили в состав старинной Базарной площади Кинешмы. Принадлежали лабазы судовладельцам, которые хранили в их подвалах якоря и цепи, а на верхних этажах — канаты и другие снасти. Ныне лабазы утрачены. На их месте в рамках масштабного проекта благоустройства площади появится металлическая конструкция павильона-сада, воссоздающая исторические такелажные лабазы».
Название «Такелажные лабазы» выдумали советские власти, оно не точно и не отражает сущность утраченной постройки. В действительности это были просто лабазы в их понимании волжскими купцами, — склады и магазины одновременно, но никак не зимние хранилища для якорей и канатов. Хотя небольшие помещения для такелажа там тоже были. Представление о кинешемских лабазах легко получить, например, в Костроме, чуть спустившись от знаменитой Сковородки по берегу Волги. В Кинешме были такие же лабазы, т.е., длинные одноэтажные кирпичные секционные строения на две стороны. Никаких верхних этажей у них не было. Каждая секция — лабаз с воротами, из которых и торгуют, с полуциркульным чердачным окном над ними. Торговали и рыбой, и водкой на разлив, и скобяными изделиями, и бакалеей, и тканями, и стеклотару принимали… Вариант современного ТЦ.
Были построены в 50-х годах XIX века, снесены в конце 70-х годов ХХ века. Зачем снесли, не совсем понятно. Предполагаю, что стало нечем торговать, и запертые на ржавые амбарные замки давно некрашеные ворота выглядели слишком уныло для развитого социализма.
Приказом комитета Ивановской области по охране объектов культурного наследия от 2 марта 2020 года отказано в признании объектом культурного наследия «Такелажных лабазов». Понятное дело, никаких лабазов давным-давно нет. Это было сделано для того, чтобы при нынешней варварской реконструкции центральной площади Кинешмы не проводить предварительных археологических исследований, что было необходимо, если, конечно, подразумевается любовь к малой Родине.
Точно так же и точно для того же поступили и с самой площадью, объектом культурного наследия «Бывшая Посадская площадь». Именно поэтому произошло осквернение захоронения кинешемцев, павших в бою против польских интервентов во времена Смуты. В обоих случаях государственно-придворную экспертизу проводил иуда ивановского краеведения Александр Тихомиров.
Теперь кинешемцы могут, кто с почтением, а кто с печалью ожидать возведения на месте лабазов некой металлической инсталляции в память о лабазах. Это будет родная сестра юрьевецкой инсталляции в память о затопленных церквях.