Духовное управление из Татарстана

Любит Иваново отличиться на всю страну чем-нибудь необыкновенным. Пока сточили все языки и зубы о приевшиеся коронавирус и обнуление, Иваново решило внести смуту в сплочённые (для непосвящённых в подробности) ряды российских мусульман коварным ударом в религиозную печень — по стройности государственной вертикали. Словно мало нового православного раскольника Сергия (Среднеуральского).

Убегая далеко назад в историю, следует вспомнить, что финансовому, юридическому и общественно-политическому становлению мусульманской общины Ивановской области, да и старту строительства Соборной мечети в Иванове, поспособствовал, прежде всего, Извиль Салихов, в конце 90-х — начале нулевых харизматичный первый зам мэра Иванова, а потом председатель Гордумы. Именно его добрые отношения с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым наполнили кое-какими деньжатами это становление. Поэтому ивановская мусульманская община с тех и до сих пор близка именно Татарстану, а татарская диаспора доминирует в нынешнем Духовном управлении мусульман Ивановской области. Что логично как минимум с демографической точки зрения — татар в регионе живёт больше, чем всех вместе взятых других народов преимущественно мусульманского вероисповедания. Иное дело, что никто не проверял национальность регулярно посещающих Соборную мечеть. Но это и не нужно.

В те же времена возглавил ивановское национальное татарское общество «Восток-Шарек» и чуть позднее Духовное управление мусульман Фярит (тогда — Фарид) Ляпин. Интересно, что и Салихов, и Ляпин — инженеры-строители, сделавшие неплохую карьеру в профессии, но ушедшие из неё, один в чиновники, другой в религиозные деятели.

Ислам — самая демократичная из основных мировых религий. В исламе нет священников, нет их иерархии, соответственно, нет посредника между Аллахом и мусульманином и, о ужас!, между мусульманами и государством. Можно молиться в мечети, а можно и в чистом поле, лишь бы знать, в каком направлении Мекка и который час.

Но никакое государство не может терпеть такого положения вещей, увы пророку, мир ему. Духовные управления мусульман России организовала ещё Екатерина Великая, дабы регулировать и контролировать подданных магометан, а то ещё разбредутся, куда не положено. Председатели управлений и стали посредниками меж государством и мусульманами, фактически — частью государственной бюрократии.

И в СССР ДУМ тоже были, поделённые на Средне-Азиатское и Казахское, Европейское и Сибирское, Закавказское, Северо-Кавказское.

И сейчас они есть. Их условно можно разделить на Башкирское, Татарское, Северо-Кавказские и Центральное. Центральное, или ДУМ РФ, имеет свою специфику, поскольку объединяет управления, находящиеся на преимущественно немусульманских территориях. Вроде бы всё более или менее логично. Но вот Фярит Ляпин выводит ивановское ДУМ из подчинения ДУМ РФ. И в ДУМ РФ в открытую говорят, что это произошло под влиянием ДУМ Татарстана, так исторически близкого мусульманам Иванова.

ДУМ ИО в ДУМ РТ, конечно, не войдёт, но уже фактически стало татарским сателлитом.  Что нарушает стройность системы мусульманских духовных управлений.