Какое всё-таки счастье, что изобретён интернет. Любой страждущий вечности может даром открыть личную страничку в первой приглянувшейся соцсети и написать там всё, что имеет сказать городу и миру. Но вот беда!.. Есть ещё ретрограды, выпускающие книжки. В смысле — бумажные.
Нет-нет, это, конечно, понятно, что читать Пушкина или Достоевского в бумаге куда приятнее и полезнее как для духа, так и для тела. Принял вечерком душ, завалился в кровать, пошуршал страницами и узнал в очередной раз, что Грушенька не хочет Митю… Или хочет… Или они оба друг друга не хотят… Или наоборот… Или по очереди… Так, секундочку, вернёмся назад, пошуршав страницами. Нет, она не хочет… Или хочет? Или он не хочет? Так он если не хочет, зачем пошёл из-за неё на каторгу? Секундочку, а она-то чего хотела?.. Денег что ли? Вроде бы не денег… Ещё раз назад…
В этом приз бумажных книг. Приятно пошуршать страницами, не сидючи в известном месте.
Но так то Достоевский. Он резонно полагал, что интервью — низкий жанр, хоть и зарабатывал журналистикой. Зачем записывать дословно, что сказал Такой Такойтович, когда он заведомо косноязычен? Незачем. Можно всё пересказать по-русски, если, разумеется, умеешь.
Низкий жанр интервью делится математически на четыре вида.
Первый, это когда умный человек беседует с умным. Крайне редко встречавшийся вид интервью, нынче вымерший. Например, когда профессор Сергей Капица разговаривает с другим профессором, а то и академиком. Ничего не понятно, но сразу видно, что беседуют умные, интеллигентные и вежливые люди на узкую тему, мало кому доступную. Очень приятно слушать.
Второй тип интервью, это когда умный человек беседует с дураком-журналистом. Широко распространён нынче в российских СМИ. Т.е., не обязательно, что журналист — дурак, но обязательно, что он таковым гениально прикидывается, в чём и состоит его должность. Интервьюируемый, соответственно, выглядит умным, хотя это, обычно, тоже не так. Классический пример жанра — «Прямая линия».
Третий тип интервью — умный журналист и дурак-собеседник. Широко распространён и популярен в западных, особенно, в британских и американских СМИ. Опять же, совсем не обязательно, что журналист так уж умён, а его визави так уж глуп. Фокус в уловках, которыми журналист пользуется, а визави согласился на интервью, изначально зная, что его могут и даже обязаны подставить. Но тут уж — выбор самого интервьюируемого. Можно и не соглашаться на разговор. Но тогда обязательно получишь плюху: он (она) отказался, значит, чего-то боится или, того хуже, что-то скрывает.
И, наконец, четвёртый тип. Беседа идиота с идиотом. Это когда человека за его же деньги зовут поговорить «за жись». Не по текущему политическому (экономическому, социальному, культурному, криминальному и т.д.) моменту, а просто «за жись». И журналист понимает, что просто разводит более или менее состоятельного человека на бабло. И человек понимает, что его разводят, но желает увидеть свою физиономию на обложке. И они беседуют «за жись», что потом и публикуется. А поскольку ни тот, ни другой явно не Достоевские, то и получается в напечатанном виде разговор идиота с идиотом. Исключительно российское изобретение, бывшее популярным, пожалуй, ещё лет пять назад. И существовала масса глянца, только на этом и специализирующаяся. Нельзя сказать, что приближалась по тиражам к порнухе, но второе место держала точно. Сейчас вымерла, спасибо интернету (см. начало текста).
Все посмеялись на могилке, но вот… Что мы видим? В Иванове в печатном виде выходит книжка-сборник подобных интервью тех самых лет.
С большой долей уверенности можно сказать, что автор и его подопытные просто хотели себя увековечить. Миф об издании собственной бумажной книжки, пусть и графоманской, ещё витает в умах людей старшего возраста. Ну и пусть витает.
Берёзок только жалко. Я всегда русские берёзки жалею, когда вижу, на какую лабуду бумагу изводят. Пользуйтесь интернетом.
***
Билли Уайлдер, режиссёр, снявший «Некоторые любят погорячее», велел высечь на своём надгробии: «Я писатель, но у каждого свои недостатки». Начинал как газетный репортёр. Умер в 95 лет, смеясь. Книг не писал и не издавал.