Фальшивый турпоток

Отсутствие официального понятия «туристический поток» и единой методики его расчёта стимулирует регионы завышать количество принятых путешественников. Хотя, по официальным данным, рынок внутреннего туризма растёт, участники рынка, напротив, отмечают спад интереса к экскурсионным поездкам по стране на фоне восстановления выездного потока.

Об этом говорится в письме «Опоры России» на имя зампреда правительства РФ Ольги Голодец, курирующей туризм на государственном уровне. Организация просит её взять под личный контроль внедрение в законодательство понятия «туристический поток» и утверждение новой методики его подсчёта. В пресс-службе Голодец пояснили, что в правительстве готовы рассматривать предложения.

О необходимости актуализировать систему оценки турпотока чиновники говорили ещё весной 2019 года: тогда соответствующее предложение Росстат направил в Минэкономики. Также в ведомстве предлагали разработать методику оценки доли туризма в ВВП страны. Аналогичные мероприятия были утверждены и в рамках разработанных рабочей группой предложений к госплану «Трансформация делового климата».

Сейчас по наблюдениям «Опоры России» почти все регионы заявляют о росте турпотока. В качестве примера в организации приводят Ивановскую область. Зампред совета регионального отделения «Опоры» Владимир Щебельский говорит, что по его оценкам, поток туристов и их средний чек в этом году падают почти во всех муниципалитетах, включая знаменитый Плёс.

Исключение составляет Кинешма, но она стартовала с нуля, открыв туристическую навигацию по Волге лишь в прошлом году после многолетнего перерыва.

Та же Голодец заявляла о росте турпотока в Иваново за счёт запуска «Ласточек» из Москвы: за год, по её оценкам, перевезено 1,5 млн туристов, но эти сведения явно очень сильно завышены и подсунуты вице-премьеру областной администрацией. «Ласточки» возят, прежде всего, ивановских гастарбайтеров из региона в Москву.

Многие регионы сейчас используют данные о числе посетителей музеев, чтобы завысить турпоток. Один турист посещает несколько музеев, а считают по числу проданных билетов.

Представители же турбизнеса ориентируются на комплексные сведения: анализ данных сотовых операторов о перемещениях, платёжных систем о транзакциях и собственные ощущения. При разработке новой методики подсчёта предлагается ориентироваться на механизм Всемирной туристской организации, который базируется на оценке числа гостей средств размещения. Но и эта оценка не очень важна для регионов. Основное значение имеют прибыль, которую туристы приносят региону, и её доля в ВРП.

По материалам газеты «Коммерсантъ».