Эхо Нальчика – 2

Если, предположим, вы, совсем ещё юный, а от того восторженный мальчик, носите в своём школьном ранце патроны для большевиков, стреляющих с баррикад в полицейских в Одессе, то вы в последствии станете героем, получите орден на грудь, персональную пенсию в карман и шикарную дачу в Переделкине. А классик социалистического реализма Валентин Катаев напишет о вас повесть «Белеет парус одинокий», которую станут изучать школьники следующих поколений. И это несмотря на то, что вы даже и не предполагали, что у вас в ранце патроны. Вас просто ловко обманули и использовали большевики, напирая на миф о светлом и скором коммунистическом будущем.

Но может случиться иначе. Если вы, ещё совсем юный и восторженный мальчик, несёте коробку с патронами исламистам, стреляющим в милиционеров с баррикад в Нальчике, то о вас напишет прокурор, и вы получите 14,5 лет в «помещении камерного типа». И это несмотря на то, что вы думали, что несёте в коробке подозрительно тяжёлые чебуреки людям, напирающим на миф о светлом исламском будущем для всего Северного Кавказа, независимого от России. Стрельба по полицейским из идеологических соображений — занятие хоть и увлекательное, но очень опасное, не то, что какие-нибудь пубертатные руфинг или бейсджампинг. И ещё более непредсказуемое в своих последствиях. Особенно — для восторженных мальчиков.

Как вы считаете, после 14 лет, проведённых преимущественно в помещениях камерного типа, повзрослевший и раньше времени поседевший мальчик всё ещё думает, что в коробке были чебуреки? И перед самым выходом на свободу вдруг решит создать в камере «террористическую ячейку»?

Ну, и покончим на этом с идеологической составляющей.

УФСБ по Ивановской области, в ответ на публикацию «Эхо Нальчика», обнародовало в конце минувшей недели лживый релиз. Или, если угодно выражаться модными и административно злободневными терминами, — ньюсфейк. Буквально он звучит так: «УФСБ России по Ивановской области совместно с региональным управлением ФСИН России не допущено создания в местах лишения свободы радикальной экстремисткой ячейки». СМИ сладострастно его продублировали. Это ведь так приятно и безопасно, распространять не свои, а официальные фейки, тем более, — ФСБешные, тем более, о террористической ячейке в кохомской колонии строгого режима №5.

Региональные управления ФСБ, особенно в столь тишайших областях как Ивановская, — структуры совершенно бесполезные. А если учитывать большущие казённые издержки на их содержание — вредные. Чем они занимаются, все знают по их же сообщениям: ловят малохольных бодибилдеров, получающих свою, почему-то запрещённую в России крупу, из Белоруссии, и лениво читают интернет, где частенько случаются дураки, цитирующие запрещённые фразы. А! Ещё там же, в интернете, находят друзей по переписке с людьми, объявленными в России боевиками. Это статья о недоносительстве, — раз переписка общедоступна, но человек о ней не доложил, куда следует. Скука и всеобщие насмешки в ладошку. А тут — террористическая ячейка в колонии строгого режима! Это же смысл существования УФСБ!

На самом деле всё проще и прозаичней. Ислам Тухужев, осуждённый по делу о вооружённом нападении на Нальчик в 2005 году, короче называемому «делом 58-ми», самый молодой из этих 58-ми. До звонка ему осталось меньше года. В теории он первым из 58-ми должен выйти на свободу из кохомской колонии №5, куда был переведён из Калуги в 2016-м. Конечно, его во всё время заключения пасли спецслужбы.

Новое уголовное дело заведено против 31-летнего Тухужева чекистами 20 февраля по ч.1 статьи 205.2 — публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (до 5 лет лишения свободы). В случае Тухужева обвинение усматривает «оправдание». Дело строится на одной, но довольно длинной аудиозаписи разговора Тухужева с сексотами, подсаженными к нему в камеру. В суде они будут выступать анонимно.

Беседа происходит в 2017 году. Судя по диалогу Тухужев понимает, с кем говорит. Из всего разговора обвинение вычленяет только один эпизод, где при обсуждении войны в Сирии Тухужев говорит, что ИГИЛ* — это полные отморозки, режущие людям головы и глубоко противные исламу, а «Джебхат ан-Нусра»* иногда нуждающимся раздаёт лепёшки. Это всё. Из этого лингвистическая экспертиза, заказанная ФСБ, и сделала вывод об оправдании. В данном случае — «Джебхат ан-Нусры».

Очевидно, что суть происходящего не в отдельно взятом Тухужеве. Просто есть верхнее решение — осуждённым по «делу 58-ми» ещё рано выходить на свободу. Впрочем, посмотрим, что скажет независимая лингвистическая экспертиза и суд. Это будет Московский гарнизонный военный суд, трое судей приедут в Иваново, процесс пройдёт в Ивановском гарнизонном суде.

*Организации, запрещённые в России.