В мае 2018 года завершилось формирование новых составов участковых избирательных комиссий Ивановской области. Проанализировав их составы трёх муниципалитетов (Шуи, Шуйского района и Кинешмы) региональное отделение движения в защиту прав избирателей «Голос» пришло к выводу: формирование участковых избирательных комиссий проведено не в соответствии с требованиями закона, так как был нарушен принцип представительства партий, и лица, включённые в состав комиссий, как правило, не были направлены туда партиями или иными надлежащими субъектами выдвижения.
Приходится констатировать, что избирательные комиссии были сформированы за счёт лиц, не имеющих отношения к якобы выдвинувшим их партиям. Списки составлялись либо самими территориальными комиссиями или иными лицами, не имеющими отношения к партиям и организациям, имеющим право выдвигать членов избирательных комиссий.
Выборы в России организует система избирательных комиссий, которая включает в себя комиссии разного уровня: участковые, территориальные, муниципальные, региональные и на вершине этой системы находится центральная избирательная комиссии.
Комиссии формируются на пять лет, и порядок их формирования подробно прописан в законных и подзаконных актах, регулирующих избирательные процессы.
Законом предусмотрено, что участковые избирательные комиссии должны формироваться на основе принципа демократического равенства и политического плюрализма. Каждая комиссия должна иметь в своём составе не менее половины представителей различных партий. Партия, имеющая представительство в Госдуме, автоматически получает его и в УИК.
Формально количество партий, представленных в избирательных комиссиях Ивановской области, довольно высокое: в списках членов УИКов можно встретить названия более двух десятков партий. Однако есть основания утверждать, что подобное партийное разнообразие носит лишь внешний характер. Между людьми, выдвинутыми от совершенно разных партийных и общественных организаций, обнаруживаются тесные связи, корпоративные и даже родственные.
Если сравнить составы избирательных комиссий 2018 года с составами 2013 года, то мы можем заметить, что политические предпочтения ТИКов, формирующих составы УИКов, изменились для всей области. Из участковых избирательных комиссий почти совсем исчезли представители общественных организаций: от 270 членов, направленных в 2013 году общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, в 2018 году не осталось ни одного, та же ситуация с Ивановской общественной организацией по защите прав потребителей — от 139 членов не осталось ни одного. У «Молодой гвардии» в 2013 было 282 человека, в 2018 — два, от различных профсоюзных организаций в 2013 было 606 человек в 2018 только один. Представительство общественных организаций в новых комиссиях столь незначительно, что их наличие можно отнести к погрешности или ошибке.
В комиссиях 2018-го по сравнению с комиссиями 2013 года катастрофически снизилось представительство кандидатов от собраний избирателей. Если в 2013 году для выдвижения в комиссии жители Ивановской области якобы провели 822 собрания по месту работы, 644 по месту жительства, 13 собраний по месту учебы, то в 2018 году таких собраний было только 43, 27 и ноль соответственно. Если судить по этим данным, то получается, что граждане, не ассоциирующие себя с партиями, полностью перестали интересоваться своим представительством в избирательных комиссиях.
Зато представительные органы муниципальных образований активизировались и вместо 95 членов, как это было пять лет назад, направили в комиссии аж 635 человек.
Большинство партий, от которых в 2018 году в УИКи включены члены комиссий, не ведут активную политическую деятельность в Ивановской области. Чаще всего их используют для выдвижения кандидатов-спойлеров или других необходимых власти не совсем чистых дел.
Массовым выдвижением кандидатур для зачисления в члены УИК в этот раз отметилась партия «Патриоты России», всего 275 членов по области.
Наибольшую известность эта партия получила не от политической деятельности, а в связи со скандалом с поддельными подписями избирателей в Тейково. Руководитель регионального отделения Александр Грязнов был тогда одним из кандидатов-спойлеров на допвыборах в областную Думу. В поддержку его выдвижения представители «Единой России», департамента внутренней политики Ивановской области и администрации Иваново подделывали подписи избирателей. Он эти сфальсифицированные подписи заверил и представил в избирательную комиссию.
Ещё одним кандидатом-спойлером, выполнявшим задачу по оттягиванию голосов на скандальных выборах в Тейкове и подавшим сфальсифицированные подписи избирателей, был представитель партии «Гражданская платформа». И хотя уже несколько лет региональное отделение в Ивановской области фактически не существует, она направила по области 386 членов УИК, не намного меньше, чем у парламентских партий.
В УИКи Шуйского района реготделение «Гражданской платформы» выдвинуло 17 человек. В решении о выдвижении отсутствуют данные о том, кто из членов регионального политического комитета присутствовал на заседании комитета, где состоялось выдвижение кандидатур.
Решение о предложении кандидатур для назначения членами УИК с правом решающего голоса от «Гражданской платформы» подписано секретарём регионального политического совета Смирновым А. А. Однако согласно опубликованным на сайте избирательной комиссии Ивановской области данным правом действовать от имени партии без доверенности мог только Фёдор Цехмистренко. Но он уже несколько лет занимается делами партии в Москве и редко появляется, если появляется в г. Иваново. Скорее всего, по этой причине с 31 июля 2018 года региональным отделением партии руководит Марина Романова.
Широкой общественности эта дама известна мало, но фигура в ивановской политике очень значимая. Она несколько раз выдвигалась кандидатом на выборах разных уровней, всё время от разных партий. В разные годы она успела побывать кандидатом от «Партии за справедливость» и «Гражданская сила». В 2005 году была учредителем и руководителем ликвидированного РО партии «Свободная Россия». Помимо руководителя «Гражданской платформой» она является региональным представителем всероссийской политической партии «Партия дела», руководит ивановским отделением партии «За справедливость» и является учредителем сразу двух партий и одного регионального отделения.
В квартире, принадлежащей Марине Романовой, зарегистрировано сразу три региональных отделения различных партий: «Монархическая партия»; «Партия за справедливость!»; «Партия дела» в Ивановской области.
Партии, к которым имеет отношение Марина Романова, активно не фигурируют в общественном и политическом пространстве Ивановской области, но регулярно становятся поставщиком кадров для избирательных комиссий и кандидатов-спойлеров.
Массовым представительством в этом составе участковых избирательных комиссий может похвастаться и региональное отделение общественной организации — политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров» в Ивановской области 306 человек.
Учредитель и руководитель этой партии Любовь Червова в телефонном разговоре (запись имеется) была несколько озадачена информацией о том, что у её партии такое многочисленное представительство в участковых избирательных комиссиях. Но потом она вспомнила, что набором кандидатов в УИКи занималась не партия, а «женщина из ЦИК» Надежда и пообещала прислать её телефон. Любовь Владимировна обещание выполнила и телефон прислала. По случайности он совпал с телефоном, который в открытых источниках связан с заместителем начальника департамента внутренней политики Ивановской области Надеждой Жаравиной. Той самой Надеждой Жаравиной, которая была задействована в фальсификациях подписей избирателей в Тейкове.
Уверена, что подбор кадров для участковых избирательных комиссий от большинства партий там представленных осуществлялся похожим способом. Причём зависимость от рекомендаций членам комиссий от департамента внутренней политики и муниципальных властей проявляют не только мелкие партии и партии-фейки, но и парламентские партии. И если местные отделения КПРФ ещё способны в отдельных районах (далеко не во всех) активизировать свой электорат на представительство в УИКах, то ресурсы ЛДПР и «Справедливой России» ещё более ничтожны, и формирование комиссий отдаётся полностью на откуп местным администрациям. В результате чего даже реальные сторонники этих партий не попадают в состав комиссий.
Сравнительный анализ составов участковых избирательных комиссий прошлого и этого созывов показывает, что члены комиссий не особо беспокоятся о том, какую партию они представляют и зачастую даже не знают о субъекте своего выдвижения.
При этом попасть в избирательную комиссию без предоставления документов от партии или иного субъекта выдвижения невозможно. То есть, запросив и получив направление, члены комиссий «забыли», кто их направил. Это версия маловероятна и, скорее всего, такие члены и не озадачивались получением документов в партиях.
Для того, чтобы стать членом участковой избирательной комиссии необходимо представить в территориальную комиссию или в отделение партии, которое тебя делегирует, ряд документов: письменное согласие гражданина стать членом комиссии от той или иной партии (общественной организации или собрания избирателей); копию паспорта, фото и справку с места работы. Неполный пакет документов или ненадлежащее их заполнение являются основанием для невключения в состав комиссии даже представителей парламентских партий. Однако самые грубые недостатки в заполнении документов и даже неполный пакет требуемых документов не является препятствием для включения в комиссии уже утвержденных «своих членов».
Так, на момент ознакомления с документами кандидатур, включённых в комиссии Шуи и Шуйского района (накануне сентябрьских выборов 2018, через два месяца после окончания формирования УИКов) у некоторых отсутствовало фото, не было справок с работы.
Кроме того, отсутствовали направления от делегировавших их партий, во многих заявлениях о согласии стать членом комиссии не было информация о том, от какой же партии гражданин согласен быть членом УИКа. Во многих заявлениях информация о субъекте выдвижения была указана другим почерком и ручкой. Это позволяет сделать вывод, что когда человек писал заявление в ТИК на включение его в комиссию, он не знал, от какой партии он туда идёт. Партия вписывалась позже. Скорее всего, представителем ТИКа, формирующим УИКи. Это можно проследить по почерку, когда в заявлениях разных людей субъект выдвижения написан одной рукой.
Многие члены комиссий не удосуживаются узнать и позже, какую же партию они представляют на избирательном участке. Даже накануне и в день голосования члены комиссий с удивлением узнавали от наблюдателей, что они, оказывается, направлены в комиссию партией «Садоводов» или «Родителей будущего». Представители парламентских партий также зачастую не были осведомлены о субъекте своего выдвижения. В Шуе многие члены комиссий от «Справедливой России» узнали о факте получения ими такого направления только от наблюдателей кандидата-справедливоросса Сергея Шестухина. При этом, например, член ТИК Шуи от «Справедливой России» открыто демонстрировала враждебность к «выдвинувшей» её партии.
Ситуация с неведением «представителей партий» становится понятной, когда внимательнее ознакомишься с решениями партий о внесении списка кандидатур для формирования составов участковых комиссий. Во всех исследуемых нами комиссиях удалось зафиксировать бланки решений партий с подписями, подлинность которых иногда вызывает большие сомнения, и печатями, но без списка кандидатур. В нужный момент ТИК может самостоятельно сформировать представительство той или иной партии в УИКах на подведомственной ей территории, просто приложив к решению необходимый ей список кандидатур. Что повсеместно и делается.
Доказательством этого может служить разное оформление списков кандидатов, приложенных к решениям одной и той же партии. И наоборот, практически все списки кандидатов от разных партий в одном районе имеют одинаковую форму. Из этого правила немного выпадают парламентские партии. Списки кандидатур «Единой России», КПРФ и ЛДПР всё же имеют индивидуальные партийные черты в разных районах.
Наличие пустых бланков решений от партий позволяет формировать комиссии исходя не из принципа партийного представительства, а из нужности того или иного человека в комиссии. Тем более что сами претенденты в члены комиссий не проявляют особой щепетильности в выборе партий.
Наиболее яркая смена политических ориентиров у членов избирательных комиссий проявилась в этом году в Шуе, некоторые из них за полгода успели побыть представителями трёх различных партий. Например, Елена Осокина с 2013 года в избирательной комиссии была от партии «Коммунисты России», в апреле 2018 года направлена в УИК региональным отделением «Российской партии садоводов». После прихода к власти в Шуе Натальи Корягиной вместе с ещё десятками членов УИКов Осокина «добровольно» написала заявление о сложении полномочий члена комиссий, а 31 июля её вновь направили в члены комиссий уже от партии «Родина». Похожая картина случилась и с Мариной Антоновой, которая на выборах президента представляла в комиссии «Молодую гвардию Единой России», в новый состав комиссий в начале лета вошла, как представитель «Родины», а через месяц её фамилия уже фигурирует в списках кандидатов от «Патриотов России». Список можно продолжать долго.
Вот такими нехитрыми приёмами власть формирует полностью управляемые ею избирательные комиссии.
Жёсткая зависимость членов комиссий от административного давления исполнительной власти была продемонстрирована перед сентябрьскими выборами в Шуе. Там сразу после смены руководителя администрации муниципалитета только что назначенные члены УИКов написали заявления о сложении своих полномочий.
Ни вышестоящие избирательные комиссии, ни правоохранительные органы не нашли ничего подозрительного в том, что почти 50 человек одновременно вдруг захотели «добровольно» сложить с себя только что полученные полномочия членов комиссий.
Насколько мне известно, ни один из «изгнанных» членов комиссий не посмел противостоять административному давлению даже когда дело касалось его лично. Не уверена, что эти члены комиссий стали бы защищать общественные интересы в деле сохранения результатов голосования.
Из всего вышесказанного следует, что сложившийся в Ивановской области порядок формирования избирательных комиссий в условиях тесной связи исполнительной власти с партией «Единая Россия» не способствует образованию независимых избирательных комиссий. Аффилированность избирательных комиссий с местными органами власти и правящей партией снижает уровень общественного доверия к беспристрастности избирательных комиссий.
«Голос»