Со времён евангельских и до сих пор догмат о Пресвятой Троице был и остаётся недоступен пониманию простого доброго христианина. Он и не заморачивался, кто там из троих от кого исходит и кто более предвечен или все предвечны одинаково — ломал берёзовые веточки на Троицу и радовался солнышку. Зато высоколобые теологи всех ветвей очень ветвистого христианства давно и азартно спорят о сущности Троицы с употреблением терминов «филиокве», «логос», «монада» и проч., а иногда и с рукоприкладством.
Нет уверенности в том, что простых христиан следует отрывать от берёзки, а теологов — от их азарта, но очень хочется доложить: в Иванове появилось наглядное архитектурное пособие, которое в простой и доступной форме объясняет сущность Троицы в её русском православном понимании.
Есть в самом центре Иванова Троицкая церковь. Очень красивая, потому что — точная копия Свято-Троицкого храма начала XV века из Троице-Сергиевой лавры. Епархия строила ивановскую копию почти двадцать лет — свободных казённых денег у Ивановской области не так много. Но и налоги в казну с епархии не требует, и строить разрешает без всякой затратной земельно-архитектурной бюрократии. В общем построили.
И очень кстати к окончанию строительства подвернулась федеральная программа по благоустройству городских территорий, на деньги которой стройплощадку вокруг церкви превратили в миленький Троицкий сквер с аккуратно выложенным тротуарной плиткой крестиком по самому центру. Теперь очень удобно и лоб перекрестить на золотые купола, и крестный ход провести, и в церковную лавку зайти.
Таким образом, ивановцы имеют иллюстрацию: Бог-отец, т.е. государство, олицетворяемое уютнейшим сквером, и Бог-сын, т.е., церковь, олицетворяемую красивейшим храмом. Они взаимозависимы, взаимопроникновенны и радуют глаз.
А где же Святой Дух, самая сакральная составляющая Троицы? Это не голубок, каким его все, включая Пушкина (на площади его имени вся инсталляция и представлена), воображают. Это воронья слободка, огороженная ржавым забором из профлиста, расположенная меж красивейшим храмом и уютнейшим сквером в самом центре города к вящему восторгу туристов. В слободке, в строительных домиках живут какие-то подозрительного вида и дурного запаха трудники, жгут вонючие костры и исполняют всякие поручения батюшки. Территория эта церкви не принадлежит ни на каких правах, но муниципалитет её у церкви не изымает. Не покусился даже в рамках федеральной программы. Это и есть русский Святой Дух.