Ивановское городское общество недовольно. Нет, немного не так… Иваново-Вознесенское городское общество недовольно. Впрочем, и ивановское городское общество тоже некоторое время назад насторожилось. И, как выясняется, не зря. Русский народ вообще трудно обмануть. Иное дело, что он, зная обман, одновременно понимает, что ничего тут не поделаешь. И привычно машет рукой и плюёт себе под ноги. Сейчас махнёт и плюнет ещё разок с нашей скромной помощью.
«Лавки городского общества». Памятник архитектуры Иванова. Одноэтажное кирпичное торговое здание на углу улиц Красной Армии и Степанова. Построено в духе эклектики во второй половине XIX века.
«Здание приземистое, прямоугольное в плане. Угол со стороны перекрёстка скруглён, здесь расположен главный вход. Фасады прорезаны окнами с лучковыми перемычками. Под карнизом расположен широкий фриз, украшенный кирпичным декором, напоминающим городки», — как сказано в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России».
Вообще лавки иваново-вознесенского городского общества — это торговые здания, принадлежащие казне города и сдаваемые в аренду купцам. Их было не очень много, но располагались они в жирных для торговли местах, таких как угол Рождественской и Воздвиженской, о котором и речь. В 1900 году, например, лавки городского общества принесли казне доход в 40 000 руб. Будем пересчитывать на водку, поскольку это — традиционно. И к тому же легко. Цена за бутылку водки (0,61 литра) в начале 20 века была 40 копеек. Итого — 100 тыс. бут. На современные акцизы пусть знающие их люди пересчитывают.
Что, конечно, не значит, что на углу Рождественской и Воздвиженской торговали водкой. Разным в разное время торговали. И бакалеей, и галантереей. А вот после революции, уже на углу Красной Армии и Степанова прочно и надолго обосновался овощной магазин. Как символ овощной народной жизни. Грязная картоха, гнилая капуста и полное отсутствие хотя бы бананов. С падением завоеваний революции добрались, наконец, и до винного, что тоже и символично, и естественно одновременно. Потом обувной — как знак уходящего и приходящего. И вот — стройматериалы, с которыми мы и выбираемся из закоулков старины к нынешней строительной истории. Точнее — разрушительной.
В 2011-м году был потихонечку разработан и потихонечку утверждён в мэрии проект сноса в славное историческое прошлое памятника городской архитектуры. Тогдашний мэр Иванова — Александр Кузьмичёв. А вот само здание к тому времени было уже приватизировано и формально принадлежало (как и сейчас принадлежит) ООО «СКиП» предпринимателя Сергея Осокина. Кто реальный владелец здания, доподлинно узнать не удалось. Но скорее всего, это известный в Иванове с самых разных сторон бизнесмен Вадим Сидорин. Или же депутат Гордумы прошлого созыва Лев Грачёв. Или оба. Это не важно. Назовём владельца памятника собирательным именем «Разрушитель». И он бы разрушил памятник и построил на его месте предусмотренный утверждённым мэрией проектом 4-этажный ТЦ. Если бы не вмешательство прокуратуры.
Тогда разрушитель пошёл другим путём. Тоже противозаконным и тоже не очень-то искусным. Он стал, как бы по-мягче выразиться, не заботиться о здании. А заботиться — его прямая обязанность. Обратите, городское общество, внимание — дом давно уж стоит весь сплошь увешанный рекламой. Стен почти не видно. В 2014-м году прокуратуре пришлось вмешиваться во второй раз. И понуждать разрушителя созидать. Но разрушитель — не из тех, кто боится прокуратуры и суда.
Нашёлся и третий путь. Дворик меж зданием филармонии и «Лавками городского общества» ивановская мэрия отдаёт разрушителю под постройку «двухэтажного продовольственного магазина». Вот тут городское общество и насторожилось. Но его мэрия успокоила — всё будет в стиле исторической застройки. Враньё. Высота этого «двухэтажного» магазина планируется как раз такая, чтобы влезли все четыре, те самые — проекта 5-летней давности. А пока будут строить — чуть толкнут «Лавки» ковшом экскаватора, и нету их. Решение суда о ремонте памятника разрушитель так и не исполнил.
Но есть в этом стратегическом плане одна неувязочка. Здание филармонии — тоже памятник. Да не городского, а федерального значения. А проектец залез на филармоническую территорию, что никак невозможно. Ну, не избежать третьего вмешательства прокуратуры. И хорошо бы — заодно вмешаться ещё и по поводу сговора разрушителя и мэрии. Ведь не мог же зам нынешнего главы города Евгений Берегов так ошибиться случайно — подписаться под тем, что «Лавки» никакой не памятник.
Или всё-таки махнуть рукой и плюнуть?