За последние недели все уважающие себя СМИ уже не по разу высказались на тему грядущих в это воскресенье праймериз «Единой России», которые усилиями ряда игроков на политическом поле оказались совсем не так предсказуемы и занудны, как этого можно было ожидать. Все ресурсы хором признают, что положение интересное, и дают приблизительно сходные прогнозы, подкреплённые, как правило, исключительно личными размышлениями. Вот вам в копилку ещё одно. На сей раз на основе каких-никаких фактов.
Нет ничего оригинального в том, чтобы сказать, что на 92-м округе тишь, гладь и электоральная благодать. Монстр Хай Юрий Смирнов, в прошлом успешный сенатор, а ныне председатель областной общественной палаты, ни в ком не вызывает никаких сомнений. Вся прочая кандидатская толпа на его фоне выглядит бледной массовкой, лишь выгодно оттеняющей твёрдую поступь и гордую стать будущего депутата ГД.
А вот на округе за номером 91, натурально, цирк с конями. Невзирая на все суровые предупреждения и заявления на голубом глазу, что де чистота и прозрачность процедуры праймериз обеспечены, дамоклов меч административного ресурса завис над многострадальными чиновниками и прочими бюджетниками.
Если бы департамент внутренней политики с громким дверным хлопом не покинул Илья Берёзкин, державший в своих крепких руках все контакты со строптивыми главами районов, ситуация была бы повеселее. Но кто-то несмышлёный не выполнил данных некогда этому прекрасному человеку обещаний, произошёл разрыв отношений, а такая важная сфера, как районы, осталась без надлежащего присмотра. А где нет присмотра, там есть анархия, которая только в начале прошлого века считалась в определённых кругах матерью порядка. А в начале века нынешнего это просто брешь в вертикали власти.
Хотя все без исключения главы районов были, надо полагать, чётко и жёстко проинструктированы насчёт того, за кого и против кого следует дружить, некоторые из них, по имеющейся информации, выполнять такие ЦУ не намерены. Имитация кипучей деятельности возможна, да. Сама деятельность по принудительному пригону населения к урнам под большим вопросом. В том числе и потому, что регион просто-напросто крючит и корячит в последнее время от разнообразных правоохранительных скандалов, а подставлять свою шею под очевидное правонарушение дураков мало. Практика показывает, что наказывать у нас принято не тех, кто отдаёт распоряжения, а непосредственных исполнителей.
Сотрудникам счётных комиссий тем более не позавидуешь. Они буквально зажаты в клише: административный ресурс против административной ответственности. Нести ответственность никому неохота. По логике, должен пострадать ресурс.
Ну а теперь «к нашим баранам».
С самого начала практически определился список фаворитов гонки из четырёх фамилий. Как это модно сейчас – по алфавиту: Владимир Гришин, Роман Ефремов, Валерий Иванов, Алексей Хохлов. С ними так.
Гришин, плоть от плоти села, истоптал все окрестные села вдоль и поперёк. Не желая расходовать хоть каких-то материальных ресурсов, он сделал упор на годами верных ему местечковых старушек и служебное положение. Кому-то подсыпал гравия, кому-то подлатал крышу. Конечно, одного гравия на весь округ не напасёшься, но должность зампреда областной думы позволила Владимиру Сергеевичу бомбить районные газеты пресс-релизами о своих передвижениях и заявлениях. Газеты стонали, но ставили, поскольку подневольны. Опять же, до населения районов доводилась исключительно положительная информация, а вовсе не сведения о перманентной конфронтации с губернатором, который вообще, как говорят, не может взять в толк, с чего вдруг Гришин ломанулся на выборы, как тот кот Матроскин – сам по себе, свой собственный. Тем не менее, по оценкам сведущих людей, на электоральный доход вплоть до 20 процентов голосов он может рассчитывать (хотя более трезвой видится цифра 10 процентов).
Ефремов, с прилипшей к нему навеки кликухой «русский мыслитель», замыслил на сей раз нечто невиданное. Во-первых, он не жалел бабла, чем поверг в истинное изумление знающих его людей. Фактически, этот кандидат оказался единственным, кто неуклонно радовал материально местных журналистов и прочую полиграфическую братию. Во-вторых, параллельным курсом с Гришиным топтал поля, призывая население под флаги патриотического пения. Иногда получалось забавно: на одно и то же предприятие являлись ноздря в ноздрю оба кандидата с временным интервалом буквально в час и терзали работников своим видением ситуации в регионе. Ну и в-третьих, Роман Александрович, в лучших выборных традициях, оплёл себя целой агитационной сетью. Такого штаба и такого количества реальных (а не принудительно-вымышленных) агитаторов нет ни у кого из участников праймериз. Всё вышеперечисленное позволяет ему рассчитывать процентов на 40 голосов. В лучшем случае, конечно.
Иванов. Человек-загадка. Действующий депутат ГД, не пропустивший, как зафиксировано, ни одного заседания. Этим стоило бы гордиться, если бы от его заседаний на заседаниях наблюдалась видимая невооружённому глазу польза. С самого начала Валерий Викторович держался независимо и горделиво, всем своим видом намекая, что уж за него-то кто надо и где надо похлопочет. Его многолетняя дружба с прекрасно известным Евгением Школовым исподволь поддерживала этот образ надутых щёк. В кулуарах ползали слухи, что вот-вот да и раздастся в кабинете главы региона судьбоносный звонок с чётким указанием: Иванову – быть! Но время шло, телефон молчал, предполагаемый ресурс таял, таял, да и растаял окончательно, как и положено, к концу весны. В сухой остаток не выпало практически ничего, кроме изрядного количества уважаемых в области доверенных лиц кандидата, которые, как ни крути, способны обеспечить ему процентов десять голосов.
Хохлов. Кампанию проводил вяло, можно сказать, что вообще не проводил – за него отдувался губернатор, вознамерившийся во что бы то ни стало очистить от своего школьного друга мэрию, в которую сам же его и внедрил. Было похоже, что упорная мамка тянет в зоопарк строптивого сынка смотреть жирафа. А сынок упирается обеими ножками, предпочитая лепить песочные куличики (благо песка в областном центре после фактического отсутствия зимней уборки до сих пор навалом). Денег Алексеем Алексеевичем, по имеющимся данным, особо не тратилось, поскольку он ими особо и не располагает. Насильно привлекаемые в хохловский штаб люди изменяли ему с Ефремовым и другими более покладистыми и кредитоспособными персонажами. В итоге остался пресловутый админресурс. Который, как ни крути, но способен принести этому герою порядка 30 процентов.
Остальные цифирки растекутся по прочим мелким кандидатам и кандидаткам. Которые погоды вообще не сделают. В целом же явка на праймериз, вопреки ухищрениям с троллейбусом и прочим завлекалочкам в районах, ожидается минимальной. Май, хорошая погода, огороды, шашлыки…