Своя рубашка ближе

Известный режиссёр Александр Сокуров подарил музею Андрея Тарковского на его родине его рубашку и кепку. Их после смерти Тарковского, следуя его последней воле, передала Сокурову вдова. О том, что он дарит их музею, стало известно на открытии кинофестиваля «Зеркало».

Сокуров приезжает на фестиваль имени Тарковского уже второй раз, является членом жюри и представляет работы студентов своей мастерской в Кабардино-Балкарском университете. У зрителей также есть возможность увидеть мини-ретроспективу его собственных работ.

На просьбу журналистов «расшифровать», что означала последняя воля режиссёра, завещавшего ему рубашку,  Александр Николаевич ответил так: «Я знаю, почему он это сделал, но публично говорить об этом было бы неправильным».

Он напомнил зрителям и журналистам, что это старая традиция, завещать вещи на память и рассказал, что его дед, уходя, завещал на память вещи своему близкому другу и «моей сестре». Не для того, чтобы они их носили, а для того, чтобы человек, доставая вещь, вспоминал своего близкого. Это нервущаяся ткань памяти. Решив отдать рубашку Тарковского в музей на его родине, Сокуров был движим сознанием естественности этого дара. «Зеркало» как раз претендует на роль самого естественного и органичного кинофестиваля.

«Мы вышли из берегов, мы — единственный фестиваль, который идёт сразу в нескольких городах, — сказал продюсер фестиваля Алексей Боков, подчеркнув, что это не только «кирпичные пространства городских стен, но и сама природа».

Природа, действительно, лучшее пространство для искусства. Живое, метафизическое, переменчивое. Участники фестиваля устали считать, сколько раз за день менялась в Плёсе погода. Павел Лунгин вечером на открытии, намекнул губернатору, что если дело так пойдёт и дальше, то в число фестивальных городов придётся включать Сочи. Губернатор Ивановской области Павел Коньков подчеркнул, что в Сочи он не поедет ни за что.

«Зеркало», действительно, особый северный фестиваль, без южных излишеств и переборов. Без помпы и рисовки. Зато со старанием соблюсти честность позиций при выборе, и вкус при приглашении гостей. Главный гость 9-го «Зеркала» с этой точки зрения безупречен — им оказалась в принципе не разъезжавшая доселе по фестивалям Алиса Фрейндлих. Особая благодарность к многомерному киномиру была явлена и на открытии выставки «Нэлли Фомина. Костюмы к фильмам Андрея Тарковского».

«Я встречал выдающихся художников по костюмам, а в кинофильмах Тарковского костюмы становились частью драматургии, содержания и были эстетически деликатны», — сказал Александр Сокуров, добавив, что очень сложно сочетать живописность с деликатностью. В настоящем кино, по мнению режиссёра, всегда соблюдается долг уважения ко всем собратьям по киноцеху, например, к художникам по гриму или художникам по костюмам. Открытие выставки Нэлли Фоминой как раз и явило такое уважение.

Фестиваль полон разных придумок, он включил в себя и научные конференции, и поэтические состязания, и когда перед открытием его организаторы и участники увлеклись перечислением всех творческих ответвлений, Павел Лунгин был вынужден напомнить: кино прежде всего, оно здесь главное. А находившаяся по музеям публика сразу после открытия посмотрела фильм сербского режиссёра Вука Ршумовича «Ничей ребёнок». Это драма социализации, обернувшаяся оправданным желанием бежать из социальных джунглей в дикий лес.

«Российская газета».