Что ж, дом послужил нам на славу. Он дал нам замечательную «колосовскую коллекцию», связал с хорошими людьми, пополнил коллекцию изразцов с клеймами…
В начале 20 века, году этак в 1904-м или 1905-м иваново-вознесенский предприниматель Евлампий Кельсиевич Елин на улице Ивановской, что на Ямах, строит крепкое двухэтажное краснокирпичное здание для своих столярно-паркетных мастерских. Там же, на втором этаже, были жилые комнаты Елина, а рядом была возведена конюшня. Елин находился в близких отношениях с Дмитрием Бурылиным, жертвовал деньги на строительство Свято-Ввведенского храма («Красной церкви»), в общем, был известным человеком. Вплотную к дому стояли хозяйственные и прислужные пристройки. Сразу после революции или немного до неё дом стал полностью жилым. В 1920-30-е годы там были коммунальные квартиры, заселенные рабочими и ИТР текстильных фабрик. Известный ивановский краевед, одноклассник Дмитрия Фурманова, автор многочисленных трудов по истории революционного движения в нашем городе, автор книг о Фурманове и Варенцовой, основатель общества военнопленных Первой мировой Михаил Платонович Колосов проводил в доме детские и юношеские годы. Потомки его живут и здравствуют.
Три года назад нам посчастливилось попасть внутрь заброшенного дома и обследовать чердак и некоторые уже разграбленные комнаты. Мы вынесли оттуда пять больших коробок «сокровищ», которые потом составили отличную выставочную коллекцию нашего музея «История одного дома в истории города». Некоторые экспонаты можно сейчас видеть на проходящей в Музее первого Совета выставке «Старый, старый Новый год» (уникальные «карты флирта», поздравительные новогодние телеграммы, три пары старинных коньков и др.). Компания РТВ сняла отличный сюжет про находки. К нам приходили потомки Колосова и подарили нам некоторые семейные вещи, оставшиеся от Михаила Платоновича.
Здание очень крепкое, кирпичи целые, не битые, стены толстые. Внутри изразцовая печь. Были идеи создать в нём музей ивановского быта или разместить штаб-квартиры ивановских отделений Русского географического общества и Российского военно-исторического общества. Ремонтных затрат было бы немного: окна, косметика, теплоснабжение. Был бы целый музейно-культурный кластер в центре города: рядом художественный музей, недалеко музеи Бурылина и Ситца, а буквально через дорогу музей камня. Но…
На этом месте планируется строительство высотного жилого дома. И само собой, елинский особняк должен был пойти под снос. Кирилл Игнатьев (общественный деятель, предприниматель, владелец ТЦ «Серебряный город») по нашей просьбе инициировал проведение историко-культурной экспертизы. Она прошла в декабре 2013 года и постановила признать дом памятником истории местного значения. Должно было состояться выездное заседание экспертной комиссии.
Но 19 января дом снесли. По-варварски. Не считаясь ни с чем. В чём причина такой поспешности? Ответов может быть много. Я не стану здесь выдвигать гипотезы. Поделать уже ничего нельзя — дома нет. Можно запретить строительство жилого здания, наказав застройщика за самоуправство, можно попытаться как-то восстановить особняк. Но всё равно это уже будет новодел.
Вот так уходит наша история. А ведь это был последний подобный дом начала века в данном районе. Теперь нет ни одного. А ещё кто-то говорит о патриотизме, любви к истории, к Родине… Печально всё это.
P.S. Дом Елина, если кто не знает, располагался по улице Семенчикова, д. 10.
Газета «Иваново-Вознесенск».