Вышел очередной номер журнала «Плёс и его окрестности». Вот один из текстов.
Каталы на теплоходах не были распространены никогда. Ни во времена расцвета Российской империи конца XIX — начала XX века, ни при НЭПе Владимира Ленина, ни в 70-е годы брежневского соцблагополучия. Хотя именно в эти три периода в России одновременно процветали и карточные шулеры, и речные круизные путешествия по Волге. В связи с наличием избыточных денег у определённого сорта людей. Но каталы и Волга не встретились. Или почти не встретились.
Замечательный фильм «Китайскiй сервизъ» — не более чем захватывающий детективно-приключенческий сюжет, высокохудожественно оформленный красотой Анны Самохиной и небесным голосом Евгении Смольяниновой. К действительности сюжет не имеет отношения. Действительность, как известно, прозаична.
Каталам на теплоходе не удобно работать. Потому что на самом деле каталы — это не гении, которые якобы чуют масть кончиками пальцев в соответствии с законами термостатики, или видящие карты в глазах противника, благодаря орлиному зрению, или разрабатывающие многоходовые комбинации с привлечением красавиц и новейших достижений технического прогресса и психологии.
Нет, каталы — это обычные негодяи, работающие по вполне заурядным, но действенным технологиям. Набор технологий невелик. И ни одна из них не вписывается в круизный теплоход по всего одной, но очень существенной причине. С теплохода трудно свалить в пиковый момент. С поезда — легко, из такси — ещё проще, на курорте — вообще никаких проблем. С теплохода — трудно. А свалить вовремя, т.е., до подхода милиции — один из самых существенных пунктов правильной работы карточного шулера. К тому же во все времена быть пассажиром теплохода (как и самолёта) инкогнито было очень затруднительно.
В общем, чтобы «катать» на круизном теплоходе, если предположить, что кто-то задался такой целью, нужна основательная подготовка. А настоящие каталы, как и было сказано выше, обычные негодяи, ищущие простые пути к чужим деньгам. Им основательная подготовка ни к чему. Этот вариант — для кинематографистов.
И всё же, чтобы не разочаровывать читателя полным отсутствием интриги и сюжета, расскажу одну историю. Будучи заранее уверенным, что она — вымысел. Один из вымыслов в длинном ряду баек, выдаваемых за чистую, век воли не видать, правду теми же шулерами. Для придания романтической ауры самим себе — обыкновенным мерзавцам. Как это и водится в воровской среде.
Рассказывают, что в 80-е годы парочка аферистов — один, собственно, катала, другой его партнёр — ковщик колоды, одновременно отвечающий за силовую составляющую бизнеса, пользовались небанальным и эффективным способом подсесть на теплоход. Обычно, в каком-нибудь небольшом городе Верхней Волги, где корабли швартовались не надолго и поздно вечером.
Аферисты просили матросов за небольшое спасибо пустить их на теплоход, чтобы купить пивка в работающем допоздна буфете — пока стоит посудина. В те времена тотального, в том числе и пивного, дефицита, никакой задней мысли у матросов не возникало — настоящих желающих было полно в любом порту, портишке и на дебаркадере.
Потом каталы «терялись» в корабельных лабиринтах, «не успевали» вовремя сойти, устраивали команде небольшую сценку с воплями: «остановите пароход, меня жена убьёт». И сердобольные матросы оставляли их на палубе до следующей остановки, которая будет только к утру.
Дальше всё по паровозной схеме. Тем более что есть повод зацепить пьяненького лоха смешной историей про пиво, заодно предложив ему этим пивком отлакировать всё выпитое за такой замечательно солнечный и умиротворяющий круизный день и отметить знакомство с бедолагами, которых убьёт жена, когда дождётся…
Ещё говорят, что оба были замечательными пловцами. И в экстренном случае легко уходили с теплохода вплавь. Волга-то верхняя, не очень широкая. Ночь тихая, тёмная. Вода тёплая. Карманы полны тугих полиэтиленовых пакетиков. Да, Волга-матушка, не различает, разбойник ты или праведник. Она различает — хорошо ты плаваешь, плавно или же баламутишь великие воды судорожным бурлением.
Впрочем, это была легенда. Нет на круизных теплоходах катал. Но! В карты с незнакомыми людьми не садитесь играть и на волжском теплоходе.