Мало ли в Волге булыжников! Ледник их приволок в доисторические времена, и с тех пор река-матушка их перекатывает, облизывает, обсасывает, как леденцы, выплёвывает на берег, когда надоедят при отрыжке половодья.
Люди, обселившие Волгу несколько позже ледника, радуются обилию булыжников. У камней такая разная форма после обсасывания! Привлекательная и иногда полезная. Булыжниками мостят дороги, устраивают из них укреплённые набережные, делают стены. Это утилитарная сторона. Ещё из большого камня можно устроить красивое надгробие. Или же постамент подо что угодно эстетическое. Если впечатлительный и не очень образованный человек видит камнище необыкновенной формы, то он видит в идола и принимается молиться не Богу, но камню.
Но у камня, выплюнутого когда-то рекой-матушкой на тот берег, где сейчас стоит город Плёс — судьба особая. Отличающаяся от судьбы прочих булыжников, употреблённых человеком. Т.е. у прочих булыжников судьба состоит из одного события. Уложили в мостовую или поставили на могилку — и всё. Ну, в лучшем случае, — из двух событий: сначала дореволюционные купцы скинулись, и уложили булыжник в общественную мостовую, а через сто лет милицейский генерал выковырял его из общественной мостовой и уложил в дорожку вокруг своей двухэтажной дачки с галереей по второму этажу.
Плёсский же камень имеет биографию насыщенную, как у романного авантюриста. А поскольку камень живёт куда дольше человека, то роман с камнем грозит стать многотомным.
Не претендуя на окончательную истину в каменном вопросе, рискнём всё же утверждать, что первое событие в жизни этого булыжника обозначается словом «коновязь». Где-то в глубинах 19-ого века или начала века 20-ого некий сметливый плёсский мужичок приглядел булдыган подходяще торчащей формы, переволок его к своему дому и стал привязывать к нему лошадку. И красиво, и удобно. Возможно, мужичок был не только сметливым, но и скабрезным и весёлым. И не поленился обтесать камешек, придав ему окончательно мужской вид. Опять же, за головку надёжнее привязывать. Т.е., стало ещё красивее и ещё удобнее.
А может быть Волга и сама камень вылизала до такого стояния. Этого мы не знаем, а спектральный анализ не делался. Отёсан или не отёсан плёсский мужлан — ещё предстоит выяснить энтузиастам.
Так и торчал себе камень возле дома давно почившего лошадного безобразника, пока не явились новые безобразники в 90-х годах прошлого века. Вот что писал участник тех событий, плёсский дачник по имени Александр в 2011 году в интернет-газету «Курсив».
«История о «Камне любви» была придумана летним плёсским вечерком, за рюмкой…
Год был кризисный, может 98-ой, а может 99-ый, это не так важно. Камень находился рядом с домом наших приятелей, и всю эту историю мы разрабатывали для получения халявных денег. Типа народ будет гладить (варианты разрабатывали для мужчин и женщин), кидать денежку, а денежка по желобку будет во двор к друзьям катиться. Там много вариантов получения денег разрабатывалось, — общак на субботние вечеринки. Народу, кто участвовал в создании этой истории, было много, поэтому и растеклась она, как испорченный телефон, по всему Плёсу. Больше всего над этой историей смеялись историки (тоже плёсские дачники)».
Хорошо запущенным мифам свойственно материализоваться самым непредвиденным образом.
С началом бурного развития плёсского туризма камень самым наглым образом спёрли от дома отца-основателя каменной легенды — белым днём при помощи крана. И установили возле ювелирного магазина «Алмаз-холдинг» в качестве этакого своеобразного зазывалы. Объяснить эмпирическую связь между каменным фаллосом и ювелирным украшениями, вероятно, можно. И даже, вероятно, «Алмаз» собирался это сделать. Но не успел. Потому что разразился публичный скандал. С подключением некоторых археологов.
Раньше-то никто не знал, а во время полемики выяснилось, что камень — никакая не коновязь, а камень древнего фаллического культа плодородия. «Сделан он был представителем Дьяковской культуры раннего железного века, протофинном. Трудно сказать, как долго фаллический камень стоял именно на этом месте в Плёсе. Но очевидно, что он мог быть важной частью святилища, созданного дьяковцами, жившими когда-то на территории современного Плёса, в маленьком городище на Холодной горе», — приводила газета «Приволжская новь» слова археолога Григория Панченко.
И понеслось… В дело включился комитет по культуре, состоялся суд, и новоиспечённый фаллический символ у «Алмаза» забрали, но на историческое место стояния не вернули, а сдали в Плёсский музей для дальнейших научных опытов…
Но и опыты не пошли, потому что фаллическим символом заинтересовался тогдашний Глава Плёса и основной владелец коммерческой недвижимости в городе Алексей Шевцов. Камень он выхлопотал, и к делу подошёл толково и масштабно. Булыжник установили в центре города, провели рекламную кампанию, нашлёпали сувениров. Народ попёр толпой. Особенно дамы, страдающие от неразделённой любви или же от бесплодия. Поскольку опять же внезапно обнаружился как раз таки эмпирический способ употребления камешка. Очень простой. Женщине, страдающей хоть от того, хоть от другого, достаточно было присесть на то место, за которое когда-то давно цепляли вожжи, и всё пройдёт. Для достижения большего эффекта желательно при исполнении обряда спустить трусики.
Тут уж не выдержал владыка Иосиф, митрополит Иваново-Вознесенский. И заклеймил и сам ажиотаж, и булыжник, и Шевцова, назвав всё происходящее бесовством и язычеством.
Опять начался скандал. В процессе которого обнаружились и прямые наследники камня, жильцы того самого дома, где некогда обитал отец-основатель. И потребовали вернуть камень на место. Суд опять камень у предпринимателя отнял, но сдал опять же — в музей. Может, испугался гнева Божьего — страждущим-то женщинам какая разница, где каменный фаллос стоит, лишь бы доступен был.
Теперь камень ожидает новых безобразников. Он терпелив.
Журнал «Плёс и его окрестности».