«Убийство носило признаки заказного»

Из почты «Курсива».

«Тема негосударственного пенсионного фонда «Социальная защита населения» — грандиознейшей аферы Дмитрия Сиганова, положившей начало финансовому базису его текстильно-автомобильной империи, была притчей во языцех как в правоохранительных органах, так и на страницах ивановских СМИ (чего стоят, например, публикации «Курсива» — «Фонд Львовича» и «Прокурорская защита от населения»). Но Дмитрию Львовичу за это светила не самая серьёзная статья УК. Сиганов же — человек очень серьёзный. И имел отношение к куда более страшным историям, о которых ещё никто не писал.

В 80-х линия жизни юного комсомольца Димы Сиганова не раз пересекалась с судьбой студентки и комсомолки Веры Литовой. Дмитрий активно учился в институте и даже защитил кандидатскую диссертацию. Вера успешно возглавляла студенческое «отрядное» движение, была обласкана властями и даже отмечена орденом.

Дороги этих людей вновь пересеклись уже в начала XXI века: господин Сиганов успел заработать свой первый миллион «бакинских рублей», Вера Борисовна скромно приторговывала мануфактуркой, отправляя её в страны СНГ. При этом Литова познакомилась с предприимчивым жителем украинского города Запорожье, директором ООО «Фармсервис» Сергеем Морозом, обладавшим серьёзными связями в Министерстве обороны и Службе безопасности Украины. Родилась идея преступной схемы поставок для нужд молодой украинской армии медицинских товаров, а конкретно — перевязочных материалов. Тот факт, что в Ивановской области «фармацевтична продукцiя группы 30 кода 3005903100 «марля та вироби з марлi» (таможенный код Украины) не производилась, не остановила предприимчивых дельцов.

На этапе создания организованной группы между участниками была достигнута договоренность о распределении ролей: Сиганов участвовал серьёзными деньгами и наёмниками из числа своей службы безопасности; Литова отвечала за приобретение товара в России и таможенное оформление в Ивановской таможне; Мороз организовывал транспорт, завершающий этап аферы в Запорожской таможне и сбыт поставленной продукции.

В совершении контрабандных поставок участники организованной группы с целью создания видимости законности осуществляемых экспортно-импортных сделок и введения в заблуждение российских таможенных органов путём недостоверного декларирования решили использовать реквизиты реально существовавшей на тот момент международной бизнес-компании «VERONA HOLDINGS PLC» (юридический адрес: 41, Kingsgate House, P. O. Box 443, Victoria, Mahe, Seychelles), принадлежавшей широко известному владельцу «Вечного странника» Виктору Пономарёву, а также ивановских фирм ООО «НПФ «ТОМ ЛТД» и «Ива Холдинг».

Организовавшись в преступную группу, Сиганов, Литова и Мороз во исполнение условий преступного сговора в период с февраля 2000 года по июнь 2003 года совершили ряд контрабандных операций по перемещению товара — марли отбеленной — с таможенной территории РФ на таможенную территорию Украины, с обманным использованием документов и недостоверным декларированием. Перемещение товаров осуществлялось на основании комплекта подложных документов, оформленного на основании фиктивного контракта, заключавшегося от лица давно умершего ивановца по фамилии Матвеев. Именно с этим комплектом документов товар предоставлялся экспедитором (из числа СБ-шников Сиганова) в российский приграничный таможенный орган (Белгородскую, Брянскую, Курскую, Ростовскую таможни.

После этого люди Мороза (ООО «Фармсервис») встречали товар на территории Украины и производили подмену комплекта документов, при этом в представляемых в Запорожскую таможню инвойсах и отгрузочных спецификациях изменялись данные покупателя и продавца ввезённого на территорию Украины товара (чтобы замести все следы). При таможенном оформлении груза, доставленного в адрес ООО «Фармсервис», изменялся код товара: в российских ГТД код указывался «5208211000», в документах Запорожской таможни — тот самый «300590310», который был нужен для «фармацевтичной продукцii».

В итоге закупленная на кинешемском предприятии АО «Томна» «Ткань марлевая хлопчатобумажная полотняного переплетения, отбеленная, НЕСТЕРИЛЬНАЯ», привезённая экспедитором из группы компаний «РОСКО», при пересечении границы волшебным образом превращалась в медицинскую «марлю та вироби з марлi». А так как Мороз поставлял эту марлю именно для нужд украинской армии, его фирма «Фармсервис» подпадала под льготную систему таможенного налогообложения. Разница в стоимости ивановской марлёвки и квази-перевязочной медицинской марли, которую Мороз совсем не бесплатно впаривал украинским военным, по самым скромным оценкам специалистов составляла сотни тысяч у. е.

Но ивановские чекисты не зря ели свой хлеб. В декабре 2003 года Управлением ФСБ России по Ивановской области по части 4 статьи 188 УК РФ, то есть перемещения в крупном размере через таможенную границу РФ товаров, совершённого организованной группой с обманным использованием документов, было возбуждено уголовное дело.

Основным фигурантом дела, естественно, стала Вера Борисовна Литова. Сотрудники регионального УФСБ в результате кропотливой следственной и оперативной работы установили, что общий объём контрабанды, совершённой В. Б. Литовой в составе организованной группы с Сигановым и Морозом, составил без малого 100 миллионов рублей!

Вы спросите, а что же такого «страшного» в этой истории с контрабандой? Да, конечно, обманывать государство нехорошо и гораздо более опасно, чем бедных старушек из негосударственного пенсионного фонда, но это вполне в рамках работы бизнесменов «новой формации».

Только вот Вере Литовой по части 4 статьи 188 УК РФ реально светило лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до миллиона рублей. Прощай, уютный особняк, новенький джип и ребёнок без отца. Здравствуй, цех по пошиву рукавиц ФБК ИК-7 УФСИН! Кто же добровольно согласится отсидеть за всех подельников немалый срок? И Вера Борисовна могла дать показания против подельников. Только не успела.

8 июля 2005 года неизвестный двумя выстрелами в голову из пистолета иностранного производства тяжело ранил В. Б. Литову перед входом в её офис на улице Суздальской областного центра. Областные СМИ, в т. ч. «Курсив» , писали, что убийство носило признаки заказного. Был сделан контрольный выстрел в голову. Спустя несколько дней В. Б. Литова скончалась в нейрохирургическом отделении Ивановской ОКБ, не приходя в сознание. Следствие вела прокуратура Фрунзенского района г. Иваново, но преступник так и не был найден.

Вы спросите: а причём тут Сиганов? А Сиганов, как всегда, ни причём.

С. И. Мороз от всех обвинений успешно отмазался, невзирая на то, что ивановскими чекистами в адрес их запорожских коллег были направлены несколько томов уголовного дела с неопровержимыми доказательствами его вины, в том числе, и с данными фиксации телефонных переговоров, реально раскрывающими роль указанного человека в совершённом преступлении. Сотрудникам уголовного розыска УВД Ивановской области Мороз на тему причастности к убийству В. Б. Литовой предъявил когорту адвокатов и «два чемодана алиби».

Ну, а господин Сиганов поступил ещё мудрее. Через своего близкого знакомого по фамилии Бабич вышел на руководившего в то время УФСБ России по Ивановской области генерала Пронина. Команда последнего похоронила все труды его подчинённых по части контрабанды и поставила жирный крест на расследовании прокуратурой убийства В. Б. Литовой.

P.S. Дмитрий Львович Сиганов в 2009 году распоряжением губернатора Ивановской области №349-р был включён в состав рабочей группы по вопросам противодействия КОНТРАБАНДЕ и нелегальному производству товаров текстильной и лёгкой промышленности на территории Ивановской области».

P.S. от «Курсива». Печатается со значительными сокращениями эмоций и лирических отступлений. В письме использованы прямые цитаты из материалов уголовного дела, возбуждённого УФСБ по Ивановской области.