В конце прошлого года на специально созванном заседании ивановского областного правительства подводились итоги «двухлетки модернизации» регионального здравоохранения. Они впечатляли: капитально отремонтировано 51 учреждение, закуплено 736 единиц современной техники, зарплата медработников увеличилась на 76%. На всё это истрачено 4 млрд. 138 млн. рублей.
Депутат Областной думы, главврач кардиодиспансера Светлана Романчук с цифрами в руках доказала, что капиталовложения дали бесценный результат — удалось сбить волну инфарктов и инсультов, которая во второй половине минувшего десятилетия приобрела характер чуть ли не эпидемии регионального масштаба. А ведь слова «инфаркт» и «инсульт» звучали как приговоры — если не к смерти, то к инвалидности. Но возможность раннего выявления инсульта посредством обследования на томографах, торчащих ныне на каждом углу, позволили спасти сотни, а возможно и тысячи жизней.
Сегодня сам президент признал ошибочность учреждения Министерства здравоохранения и социального развития, объединившего ведомства, ответственные за доходы бюджета (Минтруд РФ), со структурами, специализирующимися на расходах. Само существование «Министерства полного благополучия» создавало предпосылки для злоупотреблений. Но отражение наступления инсульта на наш регион — бесспорный факт, говорящий о том, что не все миллиарды были пущены по ветру. Автор этих строк сам пережил два инсульта с интервалом в 4 года. Судьбе угодно было поместить его в одну и ту же палату третьей горбольницы — и в 2007-м, и в 2011-м годах. Сказать, что помещения, оборудование, организация ухода за больными «заметно улучшились», мог бы только совсем уж невнимательный и неблагодарный человек. Изменения не коснулись разве что длины коридора, высоты этажа, и профессионализма врачей. Старое отделение отличалось от нового, как Йорк от Нью-Йорка. Пересылка на пути в морг превратилась в современное лечебное учреждение. Даже если считать это каплей мёда в бочке дёгтя, то её наличие для меня бесспорно.
А теперь о дёгте. Но на фоне триумфов регионального здравоохранения особенно заметна полная несостоятельность идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране. ФОМС вложил в «двухлетку модернизации» 477 млн. рублей при общем объёме в 4 с лишним миллиарда. Да и эти деньги поступили в фонд из вышестоящих бюджетов целевым назначением. Руководители нашего ФОМСа не сказали на заседании правительства ни слова. Они-то знают, что если в Германии «здоровый платит за больного», то в современной России из этой идеи вышло мало путного.
Принято считать, что образцовая немецкая система обязательного медицинского страхования (ОМС) — детище социал-демократов. Это соответствует действительности процентов на пять. Требование открыть роскошные берлинские клиники для рабочих, где они лечились бы вместе с герцогами и банкирами (ведь лёгкие и сердца не зависят от сословного положения) действительно прозвучало на собраниях запрещённой СДПГ в 70-х годах XIX века. Но реализовано оно было злейшим врагом «красных» — князем Отто Бисмарком. Он понял, что если для избавления близкого человека от страшной болезни нужны только большие деньги, то самый законопослушный человек пойдёт на любое преступление. Значит, чисто коммерческая медицина в индустриальном обществе опасна для государства. Строительство рабочих больниц не решает этой проблемы. Нужен внебюджетный страховой фонд, который достойно оплачивал бы дорогостоящее лечение. И князь создал фонд обязательного медицинского страхования, взносы в который должны были делать и рабочие, и предприниматели. Хозяева частных клиник, привыкшие иметь дело с «чистой публикой», не спешили заключать договоры на обслуживание «чумазых» обладателей полисов. Но деньги за этими больными шли хорошие. И административный ресурс имел место. Вскоре новейшие открытия науки стали всеобщим достоянием. Кстати, социал-демократы, проклиная своего врага, укравшего их идею, всячески способствовали её реализации. И потому считаются сегодня создателями социального государства.
А в России на месте Бисмарка оказался Ельцин, а на месте «красных» — вообще никого. Ещё в 1990 году было решено ввести немецкую систему ОМС в РСФСР, невзирая на отличия советской (тогда ещё) России от второго рейха. А состояло оно в том, что у нас действовала целая сеть бюджетных больниц и поликлиник, где граждане-налогоплательщики лечились бесплатно и так. Частные же (и ведомственные) лечебные учреждения от сотрудничества с ФОМСом успешно отбивались до самого недавнего времени. Так и стал российский полис никому не нужной бумажкой. Прав на дорогое лечение он не давал, а отказать в элементарной помощи при его отсутствии врачу запрещал Уголовный кодекс. ФОМС не помогал, а мешал зарабатывать деньги, которых бюджетным учреждениям остро не хватало.
Распространились полузаконные поборы. За обслуживание вне очереди (которая искусственно создавалась), за вход на территорию поликлиники больного, приписанного к другой поликлинике. Он направлен на консультацию? Пусть заплатит в кассу тысячи три и идёт. Чтобы заплатить ещё по 200-300 рублей за каждую манипуляцию. Самое скверное было в том, что деньги эти шли в карманы мафии, а не на жизненные нужды учреждений, не обеспеченные официальным финансированием!
Весной 2010 года областная прокуратура точно подсчитала размер дефицита. Если федеральная власть предписывала регионам истратить в этом году не менее 7тыс. 633 рубля 40 копеек на душу населения, а ивановские ФОМС и бюджет планировали израсходовать не больше 4 тыс. 675 руб. 10 коп., то… местной медицине ничего не оставалось, как добрать с каждого жителя 2 тысячи 958 рублей 30 копеек. А это положение грубо нарушает целый ряд статей нашей Конституции. Областной суд согласился с мнением прокуратуры и признал 29 марта столь скудное финансирование незаконным. Областное правительство подало кассацию в Верховный суд РФ. Но она была отклонена, и решение по делу №3-21 вступило в законную силу.
Во многих регионах страны положение ещё хуже, но решение ВС по нашему делу было уникальным. Через неделю после него Путин посетил наш край, что вряд ли было простым совпадением. Но о судебном решении в Иванове молчали тогда все газеты. Забыли о нём и некоторые руководители — премьера повезли в лучшую больницу показывать достижения! Конфуз усугубился нелепыми разоблачениями в прямом эфире, а потом и травлей разоблачителя: он-де безумен и вообще не существует в природе. Немецкий журнал «Штерн» сумел посмеяться по поводу бессмертия автора «Ревизора». Руководители области сумели с достоинством выйти из щекотливой ситуации. Решение областного суда перестали замалчивать — оно подробно проанализировано в официальном Докладе уполномоченного по правам человека за 2011г. Губернатор дал поручение всем департаментам искать выход из тупика. Отчасти он найден — регион получил больше других на нужды модернизации. Увеличился и среднедушевой доход, а вместе с ним — поступления в ФОМС. Но, если верить Докладу уполномоченного по правам человека за 2012 год, проблема доступности медицинских услуг остаётся. Хорошо, что она не мешает видеть и достижений.