Иваново-Вознесенск — это город.
«Иваново-Вознесенск» — газета этого города.
Этот слоган придуман давно. Его иллюстративная наполняющая — в виде надписей «Иваново-Вознесенск» на въезде в город и, особенно, у Дворца искусств — появилась недавно. А по сути, он относится к общности нашего еженедельника с таким противоречивым, в прошлом — пролетарским, ныне — торговым, и всегда очень важным и думающим городом. Мы живём вместе с этим городом, думаем так, как думают его жители, может быть, только чуть лучше излагаем.
Сегодня вышла газета «Иваново-Вознесенск» № 1000. Для ежедневных изданий — совсем не показатель. Для журналов, которых в регионе была масса — недостижимый. Некоторые даже кичатся названием с тысячей внутри. Сравнивать трудно.
Но за последние 20 лет в Ивановской области появились и исчезли сотни СМИ. А «Иваново-Вознесенск» выходит постоянно. С октября 1991 года.
В первые десять лет журналистской работы я упорно выбрасывал все грамоты и дипломы, которыми нас награждали. Ведь это всё были чиновничьи оценки, а мы всегда работали для читателей. И лишь только в последние три года задумался, потому что дипломы и премии мы стали получать не только от чиновников, а от коллег-журналистов. Например, конкурс «Медиа-Профи», в котором «Иваново-Вознесенск» всегда в числе лидеров.
Хочется перечислить всех коллег, которые создали «Иваново-Вознесенску» имя. Я, правда, здесь обычно ошибаюсь. Ведь для кого-то это был переходный этап, для кого-то — начало, а для кого-то, к сожалению, финал блестящей журналистской карьеры. Но не думаю, что другие еженедельники могут похвастаться таким «отделом кадров».
В первых номерах «И-В», которые выпускала Валентина Охотникова, печатались лучшие ивановские фотокоры: Дынин, Егоров, Горностаев, Смирнов, Насонов, Боровков. Ведь это была первая полноцветная газета.
В номерах, издававшихся великолепным журналистом Геннадием Шутовым, ныне депутатом областной думы, появился главный бренд «И-В» на протяжении двух десятков лет — рейтинг промышленных предприятий по объёмам продаж. Если кто-то станет оспаривать, что это был самый объективный рейтинг за всю историю ивановской журналистики, я готов поставить на спор свой диплом экономического факультета ИвГУ.
К сожалению, этот уникальный рейтинг уже несколько лет не выходит. Чтобы избежать расспросов, почему так произошло, поясню систему составления этого рейтинга.
Разумеется, «Иваново-Вознесенск», при наличии массы высокообразованных корреспондентов, не мог составлять «Золотую сотню». Все данные нам предоставлял СПП (Союз промышленников и предпринимателей, важная и нужная структура, и поныне привлекаемая во все общественные институты региона). Но даже эта могучая структура не могла получить точные данные от всех промышленных предприятий. А комитет государственной статистики мог. И получал. В итоге я в меру своего понимания рассказывал читателям, кто из ивановских промышленников рванул вверх, а кто резко упал. Возникали вопросы, в том числе, с крупнейшими предприятиями региона, на тему, как именно нужно учитывать показатель объёма продаж. Особенно, если предприятия работают и на внешнем рынке.
Но итог печален. Комитет статистики перестал предоставлять СПП экономические показатели, сославшись на коммерческую тайну и требования предприятий, и теперь мы получаем лишь общие цифры: плюс два процента летом, минус два процента зимой. Совершенно не интересные не только рядовым читателям, но и руководителям предприятий, которые раньше нас бранили за необъективность. В итоге нормального рейтинга предприятий в области не стало. В очередной раз хочется обратиться к ивановским статистикам: ведь вам же важно работать на людей, важно, чтобы статистика не была чем-то, несопоставимым даже с большой ложью. Давайте обманем трусливых чиновников и опасающихся обнародовать реальные цифры директоров. Присылайте мне все цифры почтой. Обещаю полную объективность и конфиденциальность. А ответственность за обнародование якобы секретных, а на самом деле важных для всех россиян цифр беру на себя.
В 1999-2000 годах «Вознесенск» стал ведущей политической газетой области. Тем, кто с этим собирается спорить, назову фамилии ведущих журналистов. Владимир Рахманьков, («Курсив-Иваново»), Михаил Мокрецов («Губернский наблюдатель»), Алексей Котляр («Частник» и «В Частности»). Затем в «И-В» работали Мария Ауге, Ирина Миловзорова, Борис Жуков, Роман Фонинский. Руководили процессом в «И-В» Андрей Гладунюк, Владимир Волотко, Сергей Кустов. Кустова можно и не представлять, но должности директора и редактора «Ивановской газеты», гендиректора «Барса», секретаря местного Союза журналистов, о многом говорят. Множество наших корреспондентов закрепились в других СМИ. Много лет работал с «И-В» и такой зубр, как Михаил Колчинский. Последние публикации у нас делал Андрей Удалов. Главным редактором «И-В» в общем холдинге был и Олег Алалыкин.
Реально наш процесс трудно поддаётся логарифмированию. Но я нашёл в нём некое изменение функции. Если раньше мы очень часто работали на спикера (человек сказал, человек сделал), то сегодня ориентируемся на читателя (читатель сказал — человек сделал).
Была и такая тема: на крупного чиновника искали компромат в прошлом. При этом крупный чиновник (Тихонов, Бабич, Канаев) не сильно страдали, а лишь «имели зуб» на нас. Затем тема изменилась: мы начали первыми рассказывать о деяниях наших руководителей. В итоге такие руководители, как тот же Канаев, Куликов, Горохов (мой однофамилец, которому желаю здоровья) не просто лишились постов, а стали фигурантами уголовных дел.
Сегодня еженедельнику выдавать эксклюзивные материалы почти невозможно. Понятно, что любая новость становится объектом пристального внимания интернет-порталов и служб телевизионных новостей. И спикер по любой сенсации работает именно в этих сферах. Наша «ниша» — аналитика. Основные новости мы выдаем с эксклюзивными подробностями. А расследования и комментарии для аналитического издания — это главное.
Но и сегодня к нам постоянно обращаются ивановцы. Тем, кому нужно просто поговорить о тяжёлой российской судьбе, с нами трудно. Нас мало, мы заняты, разрозненны, информации много, и просто так выделить время на то, чтобы кого-то успокоить, не можем. Тем же, кто реально имеет что-то сказать закостенелой российской власти, кто с фактами и цифрами в руках может высказать своё, отличное от официального, мнение, мы всегда рады. За последние годы могу припомнить десяток обращений, с которыми власти реально начинали разбираться, узнав, что за этими обращениями стоит «Иваново-Вознесенск».