Годонимическая практика

Болезненная реакция большого числа ивановцев на идею властей возвратить городу парочку исторических топонимов (годоним «Шереметевский проспект» взамен проспекта имени Фридриха Энгельса и агороним «Георгиевская площадь» взамен площади Революции) должна радовать власти. Конечно, не потому, что ивановские власти склонны к садизму и им нравится злить горожан из чистой патологии. Радость — практическая. Социологическая и общественно-политическая, если угодно.

Бурный гнев народа по поводу в сущности совершенно безобидных топонимических экзерсисов в сравнении с безропотным молчанием того же народа в связи с повышением цен на проезд в городском транспорте, величины тарифов на ЖКХ, сокращением больничных коек и прочая, — не это ли настоящий повод к властной радости.

Народный гнев из-за пустяков, быть может, говорит власти, что народ, по большому счёту, доволен существующим положением вещей. Ростом цен и тарифов, издыханием бесплатных медицины и образования, коммунальной и дорожной неустроенностью… Доволен настолько, что начинает сильно нервничать из-за любых изменений этой жизни. Даже заведомо безвредных для прикладных нужд обывателя и совершенно театральных.

Или, быть может, топонимическое неудовольствие — это всё-таки сублимация народного неудовольствия тарифами и ценами, медициной и коммуналкой? Тогда власть тоже должна радоваться, хотя и не так искренне. Её эксперимент удался, старина Фрейд был бы доволен. Парок стравили.

Приёмчик не нов, но уж больно эффектен и эффективен. Народ не в силах бурно и целенаправленно возмущаться, например, тарифами на ЖКХ, потому что ответственность размазана по управляющим компаниям, поставщикам услуг, тарифной службе и муниципалитету ровным скользким слоем. Объекта для приложения народной дубины нет. И так — во всех сколь-нибудь значимых для обывателя отраслях.

А вот переименование — это да. Это сразу лозунг «Чё, делать больше нечего?!». В котором и сублимируются тарифы и цены, дороги и медицина, всё, что накопилось и продолжает копиться, но не находит выхода.

Тут ведь важно ещё и то, что с развитием цивилизации плебсу для успокоения и покорности уже мало классических хлеба и зрелищ. Ему нужно и немного побузить. Вон, в какой-нибудь занюханной Греции бузят же. А мы что, рыжие?! И мудрые власти тут как тут. Вот вам место для бузы — замечательный бульвар Кокуй, зачищенный от колющих и режущих предметов. Вот вам повод для бузы — годоним Шереметев вместо годонима Энгельса. Знал бы немецкий революционер, что его идеи так странно трансформируются, удивился бы. И сильно.

И уже не так важно меняются годонимы местами или нет. Это вторично.

Журнал «Власть. Ивановская область».