Тарковский! Недорого!

Работая консультантом в крупнейшем аукционном доме мира, я повидал немало!

Так помню, в Сотбис-Нью-Йорк продавали советскую испытательную космическую капсулу, в ней манекен летал в космос до Гагарина — по сути, кусок ржавого железа — российский олигарх выкупил её за 2 с половиной миллиона долларов. В кулуарах я подслушивал разговоры российских дипломатов: «Ну, кто купил? — Кто провинился, тот и купил!» — так комментировали нежелательную покупку люди в погонах под пиджаками. Архив Тарковского, конечно, не коллекция Ростроповича, но когда я вижу, как всё происходит, начинает сводить скулы от несправедливости. Разумеется, ни у Союза кинематографистов, ни у Фонда Тарковского таких денег не будет (£80,000 — 100,000), но что-то мне подсказывает, что даже если об этом узнает тот, кто отдаёт приказы провинившимся олигархам, то он не сочтёт этот материал достаточно духоподъёмным дня нации.

А между тем, выставленный на торги 28 ноября в Лондоне архив Тарковского крайне важен, он включает в себя манускрипты некоторых глав книги «Запечатлённое Время» — собственность соавтора книги и хранительницы архива Ольги Сурковой. В состав архива входят рукописи, манускрипты, письма, режиссёрские сценарии картин Тарковского, материалы судебного дела Сурковой, доказывающего её право на собственность, блокноты, черновики, неопубликованные аудиозаписи интервью с Тарковским и другими кинематографистами, альбомы с фотографиями Тарковского и руки Тарковского, негативы, черновик письма Брежневу и многое другое — содержимое нескольких тысяч страниц, 1967-1986.

Это самый важный архив Тарковского, который когда-либо выставлялся на торги. Это наиболее значимый российский режиссёр, который внёс неизгладимый вклад в советский и мировой кинематограф.

Уникальность архива ознаменована появлением рукописей Тарковского на аукционе впервые. Тарковский— великий человек, создавший свою собственную сюрреалистическую кино-вселенную, культовый режиссёр не только русского, но и мирового кинематографа, умерший в возрасте 54 лет, иммигрировавший из СССР в Европу, так никогда и не возвращался на родину по политическим причинам. Фильмы Тарковского изменили ход истории кино и стоят в одном ряду с фильмами Феллини, Кубрика, Бергмана, Висконти, Годара, Куросавы. Так Бергман сказал о режиссёре: «Тарковский для меня — величайший режиссёр, он тот, кто изобрёл новый язык кино».

Архив также уникален, поскольку содержит помимо рукописей и финального текста книги, распечатку книги с правками Тарковского. Мы можем видеть, как формировалась мысль Тарковского в процессе работы над книгой: от рукописного текста до текста конечного, включая правки на распечатках. «Запечатлённое Время» является одним из главных текстов всех кинематографистов 20-ого века наряду с «Хитчкок/Трюффо» и «Тысячеликий герой».

В архив Тарковского входят 12 писем на 17 страницах Евгению Даниловичу — отцу Ольги Сурковой, в которых речь идёт о творчестве режиссёра; рукописи отдельных глав книги, насчитывающие  более 100 страниц текста; 7 блокнотов с дневниковыми записями и материалами к книге; распечатанный текст книги целиком с правками Тарковского; 4 альбома с фотографиями и негативами, на которых Тарковский запечатлён с Кшиштофом Заннусси, Отаром Иоселиани, Янковским, Ростроповичем, Любимовым и другими. Отдельного внимания заслуживают режиссёрские сценарии фильмов «Зеркало», «Солярис», «Сталкер».

Среди представленных документов есть черновик письма Тарковского Брежневу, который помогает понять решение режиссёра покинуть Советский Союз:

«Вот уже три с половиной года эта картина не получает разрешения на выход на наши экраны… «Андрей Рублёв» не был и не мог быть использован в целях какой бы то ни было антисоветской пропаганды… Я не имею никакой возможности реализации своих замыслов. Мне объяснили, что этот вопрос находится в тесной связи с судьбой «Андрея Рублёва»… Между тем,  не имея работы, я не имею средств к существованию, хотя у меня есть жена и ребёнок. Мне особенно неловко говорить об этом, но положение моё так долго не меняется, что больше молчать я не могу…».

В архиве находятся фотографии из семейного альбома Тарковского, на которых режиссёр запечатлён в домашней обстановке, в путешествиях (Большой Каньон, Стоунхендж) и окружении друзей. Некоторые из фотографий определённо сняты самим Тарковским в том стиле, в каком мы привыкли видеть его произведения. В коллекции также есть негативы фотографий, некоторые из них, судя по всему, так и не были напечатаны и тем более изданы.

Интервью с Тарковским на магнитных лентах (аудиокассетах) и расшифровки их представляют также огромный интерес, все они посвящены проблемам и вопросам искусства.

Среди прочих документов в архиве находятся 4 режиссёрских разработки (так называемых режиссерских сценария) фильмов «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало». Сценарии служили утилитарным целям во время съёмок, но представляет большой интерес для исследователей творчества режиссёра сегодня.

Я был счастлив и горд прикоснуться к реликвиям и написать пресс-релиз. Россия выгоняла и продолжает выгонять своих гениев, так что собирайте теперь по крошкам то, что от них осталось! Господа олигархи, на вас вся надежда, так как государству давно уже ничего не нужно, а у вас есть шанс сделать доброе дело и вернуть сокровища на родину!

Журнал «Сноб».

P.S. Губернатор Ивановской области Михаил Мень поручил изучить вопрос приобретения выдвинутого на аукцион в Лондоне редкого архива документов и писем режиссёра Андрея Тарковского.

«Клуб регионов».