Как сливаются в канализацию и закапываются в землю деньги ивановцев

Газета «Иваново-Вознесенск» публикует примечательные выдержки из актов проверок Контрольно-счётной палаты (КСП) г. Иваново.

Из «Проведения обследования по вопросам реализации мероприятий, направленных на развитие водопроводных и канализационных сетей в частном секторе города Иванова».

Общий объем израсходованных денежных средств на развитие водопроводных и канализационных сетей в частном секторе города Иванова за  период 2007-2011 гг. составил 27 804,56 тыс. руб., в том числе на строительство сетей — 22 425,99 тыс. руб., на разработку проектно-сметной  документации — 5 378,57 тыс. руб.

Всего за период 2007-2012 гг. построено 22 объекта, общая протяжённость сетей водопровода и канализации увеличилась на4 529,33 м, в том числе водопроводных — на4 105,75 м, канализационных — на423,58 м. Можно отметить незначительную долю построенных канализационных сетей (менее 10% от общего объёма).

Из 22 разработанных проектов  на прокладку сетей водопровода в частном секторе 11 остались невостребованными, в результате чего безрезультатно потрачены денежные средства в размере 2 199,52 тыс. руб. Проектно-сметная документация по объектам, включённым в ВЦП «Развитие водопроводных и канализационных сетей в частном секторе города Иванова в 2012-2014 годах», устарела и требует корректировки. Объём бюджетных ассигнований, заложенный на корректировку, составляет 471,13 тыс. руб.

Данные, отражённые в реестре муниципальных контрактов за 2007 год, и данные, отражённые в отчётности управления капитального строительства за 2007 год, по мероприятиям «Строительство сетей водопровода и канализации в частном секторе» нельзя признать достоверными ввиду расхождений данных, предоставленных ОАО «Водоканал», с данными, содержащимися в отчёте управления капитального строительства, и данными, содержащимися в реестре муниципальных контрактов.

Часть муниципальных контрактов на строительство водопроводных сетей в частном секторе, заключённых в 2008 году, до настоящего времени не исполнена. Сумма уплаченных авансовых платежей по ним составляет 1 912,77 тыс. руб. и  в настоящее время взыскивается в судебном порядке.

Сети, построенные в период 2008-2010 гг., общая стоимость которых составляет  6 899 тыс. руб., не переданы на баланс ОАО «Водаканал». Таким образом, имущество, эксплуатируемое ОАО «Водоканал», числится в  управлении капитального строительства как объект незавершённого строительства.

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Иванова не обладает полной информацией о проложенных сетях водопровода и канализации в частном секторе за исследуемый период.

По информации ОАО «Водоканал», плата за подключение к сетям  водопровода и канализации в частном секторе за исследуемый период составила 4 952,41 тыс. руб. Вместе с тем, инвестиционная  программа  ОАО « Водоканал», утверждённая решением  Ивановской городской думы от 27.04.2012 № 405, не предусматривает инвестиций средств предприятия на развитие сетей  водопровода и канализации в частном секторе.

По итогам проведённого аналитического мероприятия  Контрольно-счётная палата предлагает:

1. Внести изменения в раздел целевые показатели действующей ВЦП «Развитие водопроводных и канализационных сетей в частном секторе города Иванова в 2012-2014 годах». Так как целью программы является обеспечение жителей города Иванова, проживающих в частном секторе, услугой по водоснабжению и водоотведению, одним из целевых показателей реализации данной программы должно являться количество домовладений, подключённых к построенным сетям.

2. Программа должна предусматривать  дальнейшую передачу построенных сетей на баланс ОАО «Водоканал», так как данное предприятие является единственным  поставщиком коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города  Иванова.

3. Передать ОАО «Водоканал» в качестве увеличения уставного капитала уже  построенные сети, которые в настоящий момент числятся на балансе управления капитального строительства как объект незавершённого строительства.

4. Внести изменения в инвестиционную программу ОАО «Водоканал» в части направления доли денежных средств предприятия, полученных в качестве платы за подключение к сетям  водопровода и канализации в частном секторе, на развитие данных сетей.

5. В дальнейшем проводить развитие водопроводных и канализационных сетей в частном секторе города Иванова в рамках инвестиционной программы ОАО «Водоканал», так как данное общество является единственным поставщиком коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города  Иванова, обладает информацией о проложенных сетях, степени их износа и обеспеченности населения частного сектора города Иванова питьевой водой нормативного качества, а также в последующем будет эксплуатировать построенные сети. При этом возможно софинансирование из средств бюджета города Иванова.

Из «Определения результативности использования бюджетных средств на строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования в городе Иванове за 2010-2011 годы».

Существующее состояние автомобильных дорог можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Менее 40% (а именно 39,8%) от общей площади улично-дорожной сети города, имеющей усовершенствованное покрытие, соответствует нормативным требованиям. На протяжении 2008-2011 годов показатель, характеризующий долю отремонтированных дорог от их общей площади, имеет значение от 3,2% до 3,9% и свидетельствует о систематическом недофинансировании дорожной сферы, несоблюдении межремонтных сроков, и как следствие, прогрессирующем ухудшении состояния городских дорог.

Наблюдается рост предписаний надзорных органов о необходимости восстановления транспортно-эксплуатационных характеристик дорог, увеличивается объём бюджетных средств, направляемых на их устранение. Согласно данным реестра расходных обязательств, отмечается существенный рост расходов бюджета на исполнение судебных актов, предусматривающих осуществление выплат владельцам автотранспортных средств.

При этом ежегодный объём средств, выделяемых непосредственно из бюджета города Иванова на ремонт автомобильных дорог, увеличивается незначительно, темп роста данного показателя ниже темпа роста общего объёма расходов бюджета. В структуре указанных расходов большой удельный вес имеют расходы по статье плана благоустройства города «Содержание, ремонт, обустройство дорог, тротуаров», направляемые на экстренное устранение деформаций и повреждений покрытий (заделка выбоин, просадок, заливку трещин), восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных  небольших участках, и расходуемые с целью предотвращения дальнейшего разрушения дорожного полотна и снижения количества аварийных ситуаций на дорогах. Эти расходы не позволяют уменьшить площадь автомобильных дорог, нуждающихся в полноценном ремонте.

Расходование бюджетных средств на ремонт дорожных покрытий, осуществляется неэффективно, что обусловлено:

— направлением бюджетных средств на ремонт объектов, находящихся на гарантии;

— нарушением технологии при выполнении ремонтных  работ. Данный фактор  негативно отражается  на качестве и долговечности дорожного покрытия;

— принятием неэффективных управленческих решений (круглогодичного применения литой асфальтобетонной смеси), что ведёт к излишнему расходованию бюджетных средств;

— недостатками муниципальных контрактов, которые влекут за собой потери и дополнительные расходы бюджета, осложняют осуществление контроля.

Контроль со стороны заказчика над выполнением работ по ремонту автомобильных дорог снижен. Это проявляется:

— в отсутствии единого подхода к установлению сроков гарантии на отремонтированные участки, что затрудняет контроль над осуществлением гарантийных обязательств и содержит коррупционные риски;

— в отсутствии документального оформления действий заказчика и подрядчика по выполнению гарантийных обязательств;

— в ненадлежащем учёте и несвоевременном исполнении предписаний ГИБДД.

Ослабление контроля со стороны заказчика способствует неисполнению гарантийных обязательств подрядчиками и неэффективному расходованию средств. Несвоевременность исполнения предписаний ГИБДД содержит риски наложения взысканий на средства бюджета в виде штрафов.

В качестве примера можно привести улицу Кузнецова. Непроработанность условий муниципального контракта лишила заказчика права требовать безвозмездного устранения дефектов дорожного полотна по ул. Кузнецова (от ул. Почтовая до ул. Мархлевского). За период 2010-2011 гг. на указанный участок дороги поступило 13 предписаний ГИБДД, устранение дефектов по которым осуществлялось за счёт бюджетных средств. Кроме того, ведомственной целевой программой «Ремонт дорог и тротуаров общего пользования местного значения в границах городского округа Иваново в 2012-2014 годах» предусмотрено выполнение в 2012 году работ по ремонту по ул. Кузнецова на участке от ул. Почтовая до ул. Сахарова (сметная стоимость — 42 068,19 тыс. руб.). Протяжённость участка автомобильной дороги по ул. Кузнецова, планируемого к ремонту в 2012 году,  составляет примерно2,6 км, в том числе около0,65 км, или 25 %, составляет участок дороги, отремонтированный в 2008 году.

Таким образом, на ремонт дорожного покрытия  по ул. Кузнецова от ул. Почтовой до ул. Мархлевского будут повторно направлены бюджетные средства.

Дважды направлялись бюджетные средства и на ремонт дороги по ул. 2-я Запрудная.

В качестве примеров неэффективного расходования бюджетных средств приводятся также работы по ул. Академическая, Зверева, Гарелина и ряду других.