Восстание «Спартака»

Московский «Спартак» протиснулся сквозь стамбульский «Фенербахче» в третью корзинку группового тура европейской Лиги чемпионов (2:1 — в России, 1:1 — в Турции). Трудной победе сопутствовали интересные обстоятельства.

Перед матчем в Москве спартаковские фаны окучили в кафешке группу фанов турецких, попутно добыв у них баннер с изображением Мустафы Кемаля Ататюрка. Как когда-то в Измаиле Суворов добывал османские знамёна. Позже на трибуне стадиона во время игры Ататюрк был публично предан огню. Как когда-то на Красной площади были публично преданы земле фашистские штандарты.

Мировая, турецкая и российская общественность акцию осудила. Поскольку Ататюрк, дескать, не только турецкий национальный герой и создатель турецкого государства, но и большой гуманист и прогрессист, задвинувший ислам и снявший паранджу. С женщины. Ну, сейчас это актуально не меньше, чем во времена Ататюрка. В связи с «арабской весной».

Это всё, разумеется правда. Как правда и то, что Ататюрк с большим вдохновением резал армян, греков и курдов. Объявил Турцию — только для турок. И, что самое поучительное для осудившей фанов общественности, особенно российской, — был некоторое время горячим поклонником Ленина и большевиков. В сущности, не было бы никакого Ататюрка и, пожалуй, светского турецкого государства вместе с ФК «Фенербахче», если бы не золото, экспроприированное большевиками в православных церквах и русских усадьбах и тоннами переправляемое Лениным Мустафе Кемалю (тогда ещё не получившему почётную фамилию Ататюрк) — на турецкую революцию.

Когда Мустафа Кемаль пришёл к власти и стал Ататюрком (отцом турок), он советских большевиков кинул, а турецких — перерезал. Во избежание революции. Как несколько ранее перерезал турецких нацменов. Во избежание автономий. Что говорит об Ататюрке как об интернационалисте, а не нацисте.

И вот турецкие фаны обиделись за своего интернационалиста, государственника и антиисламиста и пообещали российским фанам адекватный ответ в Стамбуле. Сначала пообещали, а потом встали в тупик. Выяснилось, что нет такого портрета российского государственного деятеля, бывшего ли, нынешнего, который бы стамбульские фаны стали бы жечь, а московские к ним бы не присоединились. Кого прикажете? Путина что ли? Или Ленина, который создал Ататюрка?

Нет в России достойного идола. И это примечательно. В Турции есть. Во Франции есть. В Британии есть и в Китае есть. Даже в Штатах есть. А в России — нет. Россия избавилась от идолов.

Потому турецким фанам пришлось банально швырять пустые пивные бутылки из-под «Эфеса» в слепые окна спартаковских автобусов.