Митропольное положение

Необходимое предуведомление. Аналогия, которая будет приведена ниже, — некорректна почти с любой точки. И всё же мне её хочется сделать. Она сама напросилась, вот я её и сделаю.

В конце 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви было утверждено положение «О митрополиях Русской православной церкви». На основании которого в 2012 году началась административно-бюрократическая, если угодно, и при этом, революционная реформа в РПЦ. За пылевой бурей политических и криминальных скандалов вокруг патриарха и патриархата она протекает незаметно и плавно. Что — совсем не повод не замечать её вовсе.

Так сложилось исторически, что в Русской православной церкви (не считая исключительных случаев) не было митрополий. Митрополиты были, и даже — сколько угодно, а митрополий не было. Этакие генералы без армий, губернаторы без губерний. Просто чин, без реального наполнения.

Нет, в седые времена была сначала Киевская, а потом и Московская митрополия. Но под твёрдой юрисдикцией Константинопольского патриархата. А как только Русская церковь получила независимость от Константинополя и сама стала патриархатом, так — всё. Внутри себя митрополий разводить не стала. Точнее — не дали. Сначала князья, которые, собственно говоря, Константинополь-то с его претензиями на влияние и послали. Потом — цари. Потом — императоры. Потом — большевики. Попытки церковных соборов учредить митрополии предпринимались. И не раз. Начиная с XVII века, т.е., почти сразу после образования Московского патриархата. Но всякий раз заканчивались ничем.

И вот тут вылезает моя некорректная аналогия.

Что такое митрополия? Это дополнительная ступень в управлении. Вводя митрополию, церковь вводит трёхуровневую систему управления: патриархат — митрополия — епархия. Как государство — губерния — муниципалитет.

В самодержавной, а потом в большевистской России не было низшего, муниципального уровня (ну, в самодержавной наклёвывался под бесславный конец империи). Он был опасен для самой сути тоталитарного государственного устройства. Поскольку подразумевал народное самоуправление.

Русская церковь, один из столпов государственности при государе-батюшке, учреди она митрополии, опустила бы епархии до уровня народного самоуправления. И приходские священники стали бы на удивление самостоятельны в решениях и действиях. Это при крепостном-то праве! Почва под тогдашней вертикалью зазыбилась бы.

Ну, о коммунистическом мрачном периоде в этом контексте упоминать вообще не имеет смысла.

Но ведь и сейчас мы имеем фактическое присутствие вертикали и фактическое отсутствие местного самоуправления. А патриарх Кирилл, весь из себя такой угодливый в сторону Кремля, вводит-таки митрополии. И одной из первых вновь образованных оказывается митрополия Ивановская с тремя епархиями. В самой маленькой на всю страну Ивановской области.

Нет, разумеется, влияние церкви на народ сейчас и влияние церкви на народ тогда, при государе, несопоставимы. И всё же мне удивительна эта аналогия.

Журнал «Власть. Ивановская область».