Погрешность верующих

По опросу «Левада-центра» только 2% россиян полностью соблюдают Великий пост. При этом социологи, видимо, из соображений вежливости и уважения к частной жизни не стали спрашивать о мотивах соблюдения поста. Но и без социологии понятно, что не меньше половины из этих жалких 2% убеждённо путают пост с оздоровительной диетой. Ещё какая-то часть постится, чтобы следовать национальным традициям, или за компанию с кем-нибудь, или ради бравады… Т.е., число постящихся исключительно по религиозным мотивам равно той самой погрешности, которую те же социологи не принимают во внимание.

Между тем, именно соблюдение Великого поста — главный формальный признак веры в Бога, тот основной (кроме, собственно, молитвы) обряд, что совершается не на публике, не в храме, а для себя. И для Бога. И более ни для кого и ни для чего.

Опрос того же «Левада-центра» утверждает, что 75% россиян считают себя православными. Иначе говоря, 99,9% от этих 75-ти либо врут на предмет того, что они верят в Бога, либо добросовестно заблуждаются по этому же поводу, либо считают, что православие и вера — не совпадают. Частично, а то и полностью.

К чему я завёл эту очень показательную социологическую шарманку? К тому, что центральным событием и главной обсуждаемой темой минувшего цикла выборов оказались не уже привычные фальсификации, не многотысячные митинги разного содержания, мотивации и финансирования и даже не результаты и победители, не ставшие неожиданностью. Центром выборных событий стала православная церковь.

С подачи нового патриарха и, без сомнения, по заказу действующего политического режима, церковь выступила активным участником предвыборной кампании. Разумеется, на стороне стабильности. Впервые. До этого, при покойном Алексии Втором, она дистанцировалась от политики и на словах и на деле.

Для 75% это оказалось неожиданным, и общество забурлило.

Меньшая его часть, та, что называется просвещённой публикой и понимает под православием не веру, а исторически сложившийся набор морально-этических правил для обустройства благополучного житья, возмутилась: как же так, церковь вляпалась в такое грязное дело как политика! В церковь полетели ядовитые слова изысканной публицистики и матерные частушки либеральных панков.

БОльшая его часть, та, что Евангелия и вовсе не читала, но давится в очередях к ларцам с реликвиями тёмного происхождения и понимает под православием не веру, а дедушку Мороза, который может исполнить любое желание, если знать волшебные слова, за дедушку (за церковь) сильно обиделась на просвещённую публику. И, по ассоциации, обиделась и за режим, который для этой части публики тоже мало чем отличается от дедушки Мороза. Теперь бОльшая часть простодушно и искренне требует посадить меньшую часть в тюрьму. А то и на кол. Режим не возражает как минимум против тюрьмы. Сама церковь умыла послевыборные руки и не возражает, что режим не возражает.

А вот та часть православных, что постится и молится ради Бога, не замечена в дискуссии, переходящей в мордобой. Что соответствует и социологическим исследованиям, оставляющим за верующими погрешность, и сути их веры, требующей поиска Бога не в храме, а в себе, грешном.

Журнал «Власть. Ивановская область».