С некоторых пор вполне комфортные и даже любимые нормальными русскими людьми морозы в минус двадцать называют «аномальными». Метеорологи и МЧСники орут через телевизор: тревога, спасайся, кто может! С чего бы это? Чай, не вялая и теплолюбивая Европа. Замертво на улице никто не падает, в том числе и привыкшие бомжи, давно освоившие на этот случай теплотрассы. Да даже русские вороны и голуби не падают. Летают себе. В общем, все, как обычно, встают на лыжи. А телевизор орёт про аномалию. При этом ничего не предлагая в качестве спасения, кроме дурацкого совета одеваться потеплее. Будто нормальные русские люди этого не знают.
Вот когда те, кому положено, орут про реальные аномалии, про землетрясение там или про извержение вулкана, так они, те, кому положено, сразу же и докладывают, куда бежать и чего с собой брать. А нам ничего такого не докладывают, несмотря на внезапно обнаруженные в России морозы. У меня есть этому парадоксу объяснение.
Вернёмся к бомжам в теплотрассы. Ну, если кто слишком нежный, тот может постоять на улице, рядом с люком. А я из люка это объяснение прокричу.
Когда-то давно, в старину, на Руси не было центрального отопления. А были печи. Замечательнейшая штука, которую топили дровами. Лучше, берёзовыми, но ёлка тоже сойдёт. Замечательной печь была, прежде всего, потому, что её, в зависимости от силы мороза, можно было топить сильно или слабо. Или вообще не топить, если оттепель. Как хочешь, так и топишь, пребывая в независимости.
Но потом началась индустриализация, урбанизация и борьба со всяческим индивидуализмом. И русские люди попали в зависимость от центрального отопления. Пока теплотрассы были новыми, зависимость не очень чувствовалась. Просто в морозы было прохладновато, а в оттепель — жарковато. Но со времён индустриализации и централизации отопления трубы сильно поизносились. Это мы вам с бомжами из люка авторитетно заявляем.
И вот власти через телевизор ртами метеорологов и МЧСников теперь орут: спасайся, кто может! Но куда бежать — не говорят. Потому что бежать некуда. Зато, когда от мороза лопается древняя труба, власти разводят руками и заявляют: ну, мы же предупреждали, аномальные морозы! Природа, мать!
Газета «Хронометр. Иваново».