Полтора депутата

Если вам скажут, что по итогам выборов в Государственную думу VI созыва Ивановскую область будут представлять четыре депутата — по штуке от каждой партии, прошедшей в парламент, рассмейтесь тому в лицо. Этот человек совершенно не умеет считать депутатов. Ивановскую область будут представлять полтора депутата.

Один целый — это ЕРовка Татьяна Яковлева. Она — ивановка и избиралась только ивановцами. Ещё на половинку тянет ЛДПРовец Сергей Сироткин — тоже ивановец, возглавлявший межрегиональный — Иваново-Косторма — партийный список. Ивановские коммунисты и СРовцы тоже были объединены своими партийными стратегами с Костромой. Но лидеры этих списков, прошедшие в Госдуму, отношение к Иванову имеют только формальное. А то и хуже — отрицательное.

Ну, замшелого коммуниста Алексея Пономарёва, сидящего в Думе все созывы без передыха и пропуска, ещё можно считать на какую-нибудь восьмушку ивановским. Он иногда навещает своих ивановских товарищей по партии. В Иванове они собираются в ресторане «Кабул» советско-афганского коммуниста Абдула Азиза и поют там большевистские песни. Этим, собственно говоря, и заканчивается коммунистическое представительство Иванова в Госдуме.

А вот СРовец Андрей Озеров, коренной костромич и крупный предприниматель, никаких тёплых чувств к Иванову испытывать вообще не должен. Ивановское отделение «Справедливой России» и пальцем о палец не ударило ради Озерова во время избирательной кампании. Так что пономарёвская восьмушка Озеровым обнуляется. Как минимум.

Впрочем, все эти рассуждения — не более чем занимательная арифметика. Никакого отношения к лоббистским возможностям региона не имеющая.

Государственная дума прошлого созыва в лоббистском смысле представляла собою почти полный ноль. Отдельные депутаты сами по себе — в зависимости от их способности открывать большие и красивые двери в Кремле и Белом доме — ещё туда-сюда. Но Дума в целом — ноль. Потому что база лоббизма через Государственную думу России располагается как раз за дверями Кремля или Белого дома.

Предположим, водочные короли хотят задавить пивоваренную промышленность. По понятным мотивам. Они же не идут в комитеты Госдумы с проектом закона о запрете продажи пива в пластиковых бутылках. Нет, они идут с этим проектом в кабинеты федеральной исполнительной власти, откуда, при наличии доброй, но жадной воли, и поступает соответствующее распоряжение в комитеты Госдумы.

О том же самом можно говорить не только в связи с отраслевым, но и в связи с территориальным лоббизмом.

Татьяна Яковлева и сама по себе, и при помощи помощников всегда неплохо справлялась с созданием себе имиджа большого и очень пробивного лоббиста ивановских интересов. Особенно, в области медицины, что логично объясняется её профессией как до депутатства, так и во время депутатства. Всякий раз при открытии нового или отремонтированного учреждения здравоохранения, запуске нового оборудования или новой программы присутствует на переднем плане Яковлева, всем своим видом демонстрируя главную причастность.

На самом деле — это миф. Если не полениться и сравнить медицинские успехи Ивановской области с аналогичными успехами хотя бы соседних областей, то Иваново будет выглядеть «не хуже». Но не более того. Это, разумеется, не говорит о том, что Яковлева и вовсе не лоббирует ивановских интересов. Но её связи в Минздраве просто «не хуже», чем у большинства депутатов Госдумы от «Единой России». И «гораздо хуже», чем у некоторых, обладающих, в отличие от Яковлевой, большими деньгами и собственным, личным интересом в сфере здравоохранения.

О лоббистских возможностях депутатов других фракций в Думе прошлого созыва говорить вообще не имеет никакого смысла. Они выполняли лишь роль декорации на заднике политической сцены, схематически обозначающей для западных наблюдателей присутствие демократии в России. Возможно, при новом созыве ситуация изменится.

Но явно не в смысле лоббистских возможностей Ивановской области через Госдуму. Для этого ивановские депутаты должны быть как минимум финансово независимы. Хотя бы, как Озеров, который ещё долго будет с неприязнью коситься на Иваново.