Штрих-код в мешке

Сегодня доля товаров легкой промышленности из Китая в нашей стране подошла к критической черте — 60 процентам. После этого рубежа наша лёгкая промышленность в одиночку уже не сможет противостоять экспансии из Поднебесной. И просит помощи у государства.

Подставить плечо, конечно, можно. Но и цена вопроса — не малая.

Сегодня Китай ежегодно вкладывает в развитие лёгкой промышленности около 3 миллиардов долларов, рассказали участники видеомоста Москва — Пекин «Лёгкая промышленность России и китайский экспорт». По словам президента Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности Бориса Фомина, сейчас российская помощь текстильщикам гораздо скромнее. И не превышает 15 миллиардов рублей в год (примерно 500 миллионов долларов). Однако для того, чтобы наша лёгкая промышленность отвоевала своё место под солнцем, необходимо от 20 до 30 миллиардов долларов ежегодно.

Да и нужно ли подставлять плечо? Мнения экспертов разделились. Одни считают, что ничего страшного не происходит, главное, чтобы китайская продукция, стремящаяся в Россию, была качественной. В конце концов, весь мир наполнен товарами из Поднебесной, и ничего — не жалуется.

Другие эксперты (их, надо сказать, большинство) всё-таки настаивают на поддержке отрасли, поскольку это и рабочие места, и налоги в бюджет, и наша независимость от импорта. Не зря же американцы так настойчиво требуют от Китая поднять заниженный, с их точки зрения, курс юаня, который помогает товарам из Поднебесной быть, по сути, вне конкуренции.

Китай продолжает рассматривать Россию как один из самых перспективных рынков сбыта. Это признали китайские партнёры по телемосту.

По словам руководителя отдела ВТО и рынка услуг Института финансов и экономики торговли Академии общественных наук КНР Юй Лисиня, в Поднебесной есть все условия для развития лёгкой и текстильной промышленности, и производственные мощности в этой сфере можно было бы тесно объединить с потребностями российского рынка. «Мы можем производить весь ассортимент товаров этого вида промышленности, чтобы удовлетворить все запросы российского потребителя», — предложил китайский эксперт.

Фомин оценивает рынок текстильной и лёгкой промышленности в нашей стране в 2 с лишним триллиона рублей, и на нём мы являемся гостями, занимая долю лишь в 20-21 процент.

При этом на легальный импорт приходится около 30 процентов, а 50 процентов — это контрабанда и теневое производство. Однако китайцы уверяют, что последняя цифра к ним никакого отношения не имеет. По словам Юй Лисиня, у них «на большинство товаров действуют нулевые вывозные пошлины, поэтому смысла в «серых» схемах нет».

Схем, может, и нет, а некачественных товаров достаточно. Впрочем, китайские специалисты от брака не открещиваются, признавая, что проблема существует. И предположили, что это связано с тем, что наши покупатели предпочитают дешёвую продукцию. Иными словами: раз вы покупаете — мы вам продаём. Здесь, понятно, китайцы нам не помощники.

И всё-таки российские покупатели тоже стали разборчивее, для таких китайцы тоже готовы предложить товар. Фирмы из Поднебесной успешно участвуют в наших федеральных ярмарках. А российские предприниматели всё чаще стали размещать свои заказы на китайских предприятиях. «Это значительно выгоднее — в России постоянно растут цены на энергоносители, несовершенны налоги. Всё это в итоге превращается в высокую и неконкурентоспособную цену на товар», — поясняет Фомин.

Как видим, китайская экспансия наступает по всем фронтам.

«Российская газета».