Воспрепятствователи

Вот что пишет «IvanovoNews»:

«Некие люди, которые не могут предъявить никаких документов, ходят по квартирам ивановцев и просят уточнить, пойдут ли избиратели голосовать. Сведения о таких ходоках появляются из разных источников. У них в руках списки людей, которые проживают в доме. В администрации города подтверждают наличие ходоков и говорят, что у них должны быть удостоверения красного цвета. В облизбиркоме успокаивают: да такие ходоки могут быть. По словам его председателя Виктора Смирнова, до 4 декабря главы местных администраций должны уточнить сведения, содержащиеся в государственном регистре избирателей. Процедуры этого уточнения закон не регламентирует. Так что может использоваться и метод поквартирного обхода. Главное, чтоб удостоверения были в порядке».

Избирательное законодательство предусматривает уточнение списка избирателей силами участковых избирательных комиссий. При этом оно в определенной степени регулирует как сроки уточнения, так и порядок уточнения списков. Поэтому то, что происходит в Иванове, не соответствует закону, более того, описанные действия скорее противоречат ему.

Список избирателей на выборах депутатов Государственной думы Российской Федерации составляется территориальной комиссией в том числе и с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

Не позднее, чем за 20 дней до дня голосования список избирателей передаётся в соответствующую участковую избирательную комиссию (УИК), которая обязана произвести его уточнение. На практике список избирателей передается в УИК именно за 20 дней (в нынешнем случае — 13 ноября 2011 года). К тому же, сами участковые комиссии не могут быть сформированы ранее, чем за 30 дней до дня голосования (3 ноября 2011-ого). Поэтому, ни о каком предусмотренном избирательном законом «уточнении списка» со стороны избирательных комиссий сейчас речь идти не может.

Формирование и составление списка избирателей действительно может производиться сейчас, но российское законодательство предусматривает составление такого списка избирательными комиссиями на основании официальных данных, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) избирателей.

Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации (исключения составляют воинские части и места пребывания граждан за рубежом). В его распоряжении находятся сведения о гражданах, зарегистрированных по месту пребывания органами регистрации, а также сведения об изменении данных граждан, предоставляемыми ЗАГСами, военкоматами и т.д. Поквартирный обход граждан с целью уточнения формирования избирателей законодательством не предусмотрен. Факт пребывания по месту жительства устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Опросы не могут быть основанием для исключения или включения избирателя в список избирателей, поскольку таковое может быть произведено только на основании официального документа. С другой стороны, при рассмотрении законности рассматриваемых действий (обхода, опроса) следует учитывать следующее.

Первое. Конституция Российской Федерации предусматривает неприкосновенность жилища. Любой гражданин имеет право не впускать в своё жилище и не открывать дверь любому лицу, не предъявившему соответствующее судебное постановление.

Второе. Важнейшими принципами российских выборов является добровольность участия в них и тайна голосования (закон «Об основных гарантиях избирательных прав»). Любые вопросы, связанные с желанием или нежеланием участвовать в выборах, с избирательными предпочтениями могут рассматриваться как незаконные. С учётом невысокого уровня правовых знаний российских граждан, такие вопросы могут также рассматриваться как агитационные, направленные на достижение определенного результата на выборах.

Третье. Информация, полученная в результате таких опросов, может быть использована с целью искажения итогов голосования. Она может быть использована для искусственного повышения показателя явки (косвенно влияющего и на распределение голосов), а также для прямых фальсификаций в форме голосования за лиц, не участвующих в выборах.

В связи с изложенным полагаю, что действия, упомянутые в сообщениях из Иванова, являются нарушающими законодательство Российской Федерации. Инициировавшие и совершившие данные действия лица, учитывая массовое нарушение прав граждан, должны быть привлечены к ответственности по статье 141, часть 1 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), а, возможно, и по статье 141, часть 2, пункт б) УК РФ (то же, совершённое лицом с использованием своего служебного положения).