На минувшей неделе ивановское интернет-сообщество уже во второй раз за последнее время забурлило возмущением по поводу отлучения епархиальным руководством от Сети популярного блогера, отца Илариона, иеромонаха Ермолинского Воскресенского монастыря. Дело даже дошло до обращений его читателей к губернатору Ивановской области Михаилу Меню с просьбой повлиять на епархию с тем, чтобы она оставила Илариона в покое.
История же началась в мае, когда отца Илариона вызывали на епархиальную Дисциплинарную комиссию. В чём были конкретные претензии — непонятно до сих пор. Уж во всяком случае, хулу на Господа, иерархов Православной церкви и вообще на кого бы то ни было он не возводил.
Епархиальная пресс-служба, и сам батюшка воздерживаются от обнародования деталей конфликта. Вот лишь что недавно написал Иларион о майской ситуации: «Церковные иерархи мне пока ничего не запретили. Хотя попытка такая, на мой взгляд, была предпринята через епархиальную Дисциплинарную комиссию. Комиссия эта проанализировала мои разговоры в твиттере — они были тщательно запротоколированы! — и, пропустив их сквозь призму своего, на мой взгляд, прямолинейно-правильного восприятия, пришла к выводу о том, что я «не готов» к работе в социальных сетях».
Похоже, что именно эти слова и переполнили чашу терпения «иерархов». Иларион опять пропал из Сети.
Не слишком лицеприятная фраза, разумеется, лишь повод. Истинных же причин неудовольствия церковного руководства монахом-блогером может быть несколько: монах становится излишне популярным не по чину; монах не слишком лестно отзывается о современном государственно-политическом устройстве России, которое патриарх Кирилл буквально облизывает; монах отвлекает паству от посещения храма — в Русской православной церкви обряд почитается куда больше проповеди. Особенно сейчас.
Иначе говоря, история лишний раз подтверждает то, что патриархат РПЦ всё дальше уходит от рядовых служителей, от рядовой паствы и всё больше становится привилегированной закрытой сектой, обслуживающей политические интересы госвласти.