Культ охраны Росохранкультуры

Росохранкультура заранее официально уведомила все заинтересованные стороны, что решения суда, какими бы они ни были, для неё ничего не значат. И она, Росохранкультура, вольна делать то, что считает нужным в сфере охраны нашей с вами, уважаемые читатели, российской культуры, ни на кого не обращая внимания. Росохранкультура наложила на культуру. Лапу.

Так прямо и пишет на своём официальном сайте под дидактическо-презрительным заголовком «К сведению»: «Следует так же разъяснить, что в полномочиях прокуратуры и суда не входит вынесение заключения о том, является ли объект памятником истории и культуры, это исключительная прерогатива государственной историко-культурной экспертизы» (я не любитель выискивать чужие грамматические ошибки, но в случае с казёнными охранниками культуры не смог отказать себе в удовольствии). И всё. На этом статья «К сведению», опубликованная по поводу последних культурно-исторических событий в Шуе, заканчивается. Все могут расслабиться и катиться со своими проблемами куда хотят.

Проблемы, меж тем, не копеечные и принципиальные. И не только шуйские. Но началось всё с репортажей федеральных телеканалов именно о Шуе. Где есть улица Садовая, она же — «Комплекс застройки Малой Соборной улицы», около 30 домиков, ещё с 1988-ого года числящихся в «объектах культурного наследия». Но только с 2010 года, когда появились соответствующие правила, «объекты» начали переоформлять. И вручать их владельцам охранные обязательства с обременениями, касающимися, прежде всего, рачительного содержания и ограничений во внесении изменений во внешний вид.

Хотим ли мы, чтобы старинные русские города сохраняли свой уникальный облик? Конечно да! Но может ли это желание быть поводом к тому, чтобы явочным порядком обязать далеко не самых богатых шуян, живущих на Садовой, выдирать стеклопакеты, обламывать спутниковые антенны и взваливать на себя реставрацию лепнины фасадов? Проблема не имеет простого и однозначного решения. Именно суды должны её решать точечно, постепенно, с перекладыванием в определённых случаях обременения на государство или муниципалитет, или с выкупом, или же, наоборот, с понуждением владельцев, когда они могут, но не хотят… И с назначением независимой экспертизы…

Но вот этого-то Росохранкультура и боится больше всего. Она хочет монополии на экспертизу. Потому что такая экспертиза — тыщ сто за один домишко. И Росохранкультуре (её экспертам), разумеется, хотелось бы освидетельствовать как можно больше домишек, освоить бюджет покрупнее. Она готова записать в «объекты культурного наследия» любой сарай. А что с ним дальше будет — ей не интересно. Пусть другие охраняют.

Газета «Хронометр. Иваново».